Дмитрий Рогозин: «Мы будем гордиться космодромом Восточный»
Зампред правительства, отвечая на вопрос РИА «Новости», отметил ряд ошибочных решений и «форс-мажор политического плана», когда ряд иностранных поставщиков отказались предоставить заказанное оборудование. Рогозин заверил, что при строительстве второй очереди новой космической гавани этого не повторится.
Масштабную стройку Восточного в Амурской области развернули в середине 2012 года в связи с поручением президента Владимира Путина. В понедельник, 2 ноября 2015 года, вице-премьер Рогозин в очередной раз, как он сам признался — в 46-й раз, приехал инспектировать стратегический объект, вот уже больше года обрастающий скандалами.
«Такие стройки, конечно, никогда не идут легко, всегда есть масса проблем, но моя просьба, чтобы за деревьями видели лес и понимали, что работа проведена колоссальная. А проблемы, с которыми мы столкнулись на этой стройке, субъективного и объективного плана, всегда бывают, но главное — они во многом разрешены», — сказал Рогозин, открывая телемост между космодромом и Москвой.
«Основы того, что здесь создается — уникальная возможность для страны иметь доступ в космос, уникальный космодром, простроенный в удалении от основных строек страны, но ведь сделали уникальный объект», — подчеркнул он.
Скандалы вокруг стройки возникали по разным причинам, главной из них назывался срыв рабочих графиков. В начале 2015 года стартовый комплекс называли просто «ямой», потому что стартового стола еще не было — был только вырыт газоход, который в зимние морозы нужно было залить бетоном.
«С самого начала строительство космодрома начиналось несколько нештатно и нерационально. Стройка начиналась в сжатые сроки без подготовленной документации для ведения всех строительных и других работ. Это являлось фактом — на начало этого года было много объектов, которые не были обеспечены документацией соответствующей», — пояснил, отвечая на вопрос РИА «Новости», глава Роскосмоса Игорь Комаров.
При этом отметив, что уже летом 2015 года по всем объектам пускового минимума вся проектная документация была выдана в полном объеме, а до этого «работали по имеющейся рабочей документации».
В августе работники Восточного сообщали РИА «Новости», что изменения в документацию, в частности монтажно-испытательного комплекса спутников, только-только поступили, из-за этого пришлось заказывать новое оборудование и сроки сдачи объекта сдвинулись.
«Изменения, которые вносились в документацию, иногда были связаны с импортозамещением или текущими корректировками, которые проводились по ходу — есть доля правды в том, что была задержка по подготовке документации», — признался в ходе телемоста Комаров.
В свою очередь вице-премьер Рогозин добавил, что проблемы с проектной документацией «были разрешены год тому назад», а правки, которые вносились, были «связаны с отказом ряда поставщиков поставлять импортное оборудование из-за рубежа, но это форс-мажор политического плана». Решение начать работу без документации повлекло за собой ряд негативных последствий.
«Такая проблема была, и это было неким правилом игры на космодроме Восточный. Стройка началась в 2012 году, а на самом деле должна начаться много раньше, а началась она при том условии,что техническая документация будет выдаваться на гора уже в ходе самого строительства, именно поэтому были приняты решения о том, чтобы Спецстрой России был единственным исполнителем работ по космодрому и другие решения. Это было волевое решение, чтобы, наконец, начать строить», — поделился вице-премьер.
По словам Рогозина, при строительстве второй очереди на Восточном такая ситуация не повторится. Он ранее уже запретил использовать импортное оборудование при наличии отечественного, чтобы избежать проблем, а тех, кто принял такое подозрительное решение, велел проверить.
«Когда мы сегодня говорим о второй очереди, здесь мы будем делать абсолютно по уму, когда будет вся необходимая документация, чтобы не переделывать двадцать раз одно и то же, а делать один раз хорошо и качественно», — констатировал главный куратор стройки, отметив, что темп работы и специалистов на объекте необходимо сохранить.
Одним из «провалов» схемы была многоуровневая система субподрядов, признался Рогозин, которая привела к возбуждению множества уголовных дел о нецелевом использовании средств, в частности против бывших уже руководителей Дальспецстроя, потративших федеральные деньги на коммерческое жилье в Хабаровске.
«По идее, в случае реализации этого коммерческого жилья мы будем настаивать на возвращении обратно этих денег в смету космодрома. Что касается других средств, у нас есть проблемы, когда у нас организации брали большие авансы на объекты, но при этом они исчезали — самая нашумевшая компания ТМК, которая разорилась в другом месте, но оставила своих рабочих на космодроме без зарплаты. Я надеюсь, зная глубоко суть этих уголовных дел, что часть средств можно будет вернуть обратно в бюджет стройки», — отметил вице-премьер.
В первом квартале 2016 года Спецстрой полностью отчитается обо всех потраченных деньгах, добавил глава федерального агентства по строительству Александр Волосов.
Технический комплекс первой очереди Восточного уже приступает к автономным испытаниям, но, по словам Рогозина, формально «перерезать красную ленточку» никто не будет, потому что «люди все опытные и не любят генеральских решений», работа должна вестись «с профессиональным подходом».
По словам главы Роскосмоса Комарова, полномасштабные испытания на космодроме начнутся через две недели — по срокам они составляют от 40 до 120 дней.
Как пояснил замглавы Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры Андрей Охлопков, уникальный стартовый комплекс Восточного, «единственный, на котором ракета не стоит, а висит», готов к принятию носителя, с него будут выводиться все типы аппаратов, которые может доставить на орбиту ракета семейства «Союз». Он также опроверг слухи о том, что прибывший в сентябре носитель «не влез» в космодром.
«Все здесь создано полностью соответствующе. Единственный вопрос, который был, если вдруг в перспективе диаметр обтекателя ракеты-носителя будет увеличен практически на 90 сантиметров, то он, наверное, не войдет. Откуда, кто услышал, и каким образом это попало к вам, уважаемые коллеги (журналисты), я не знаю. Ракета-носитель за моей спиной, он зашел, и я вас уверяю, что все последующие пуски, которые у нас сейчас спланированы и разработаны конструкторами, соответствуют тому, что выполнено нашими строителями. Мы прекрасно заедем и прекрасно выполним задачу», — сказал Охлопков в ходе видеомоста в понедельник.
Рогозин в очередной раз отрапортовал о том, что поручение президента построить пусковой минимум к концу 2015 года будет выполнено. Роскосмос заверил, что совместно со Спецстроем «сделают все возможное, чтобы обеспечить заданный ритм» в частности, чтобы обеспечить весной 2016 года первый пуск с нового космодрома.
Перенос первого пуска с декабря 2015 на апрель 2016 был разрешен 14 октября президентом Путиным, в ходе инспекции заявившим, что «штурмовщина» не нужна, главное, все проверить. И вот вопрос о том, будет ли пуск осуществлен по желанию главы государства ко Дню космонавтики, вновь взволновал общественность. Вице-премьер Рогозин ответил на это четко, возложив ответственность за назначение «дня Х» на специально обученную государственную комиссию.
«Это не вопрос решения какого большого начальника — президента, премьер-министра или вице-премьера, это вопрос, который будет решен специальной государственной комиссией, которая возьмет на себя всю ответственность, что вся система подготовлена, космические аппараты, ракета-носитель, системы управления — все готово, то есть решать будут специалисты по технической готовности всего комплекса. Мы ориентируемся, конечно, на середину весны, но окончательное решение за государственной комиссией», — ответил он журналистам.
«Это не советский праздник, мы не под праздник строим, не на год, не на десятилетия, а на столетия — здесь главное для нас качество, а не победные реляции», — заключил вице-премьер.
Дополнительное время, данное президентом отведено на тщательную подготовку первого пуска с Восточного, но при этом откладывать вторую очередь стройки никто не собирается — нужно строить все под полет «Ангары» и начать работы уже в 2016 году.
Согласно президенту, к 2021 году должен быть построен второй старт, чтобы к концу года впервые отправить с него новую «Ангару», а в 2023 году — космонавтов. Комплекс «Ангара» на основе унифицированного ряда ракет легкого, среднего и тяжелого классов будет способен выводить практически весь спектр перспективных полезных нагрузок в интересах Минобороны РФ во всем требуемом диапазоне высот и наклонений орбит. В ракетах-носителях «Ангара» не будут применяться агрессивные и токсичные виды ракетных топлив, что позволит существенно повысить показатели экологической безопасности как в прилегающем к космодрому регионе, так и в районах падения отделяющихся частей ракет-носителей.
«Следующий этап, к которому мы приступаем — это второй этап — «Ангара» — знаменитое семейство, мы приступаем к созданию стартового комплекса для обеспечения, в том числе и лунной программы. Сейчас в полном разгаре идет конструирование, разработка и часть составных частей уже поступает на космодром. И по программе 2021-2023 год — вторая очередь космодрома, пуск, в том числе и пилотируемый», — сказал в ходе телемоста замглавы Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры Андрей Охлопков.
«Начиная с 2016 года мы приступаем ко второй очереди строительства космодрома Восточный. Это уже для обеспечения пилотируемых пусков. Мы будем гордиться этим космодромом», — заключил вице-премьер Рогозин.
Информацию приводит РИА «Новости».
Добавить комментарий