На месте крушения российского самолета: пустыня, пыль и горе
Отряды МЧС РФ уже второй день находятся на месте крушения российского пассажирского самолета. Прибыв накануне в район катастрофы, они сразу провели разведку предполагаемых квадратов поисковых работ, а 2 ноября с первыми лучами солнца приступили к активной фазе операции, передает ДВ-РОСС со ссылкой на ТАСС.
Место падения большей части фюзеляжа находится на удалении приблизительно в 300 км от Каира по прямой. Однако район этот труднодоступный и, чтобы добраться туда, колонне МЧС потребовалось около семи часов. На протяжении всего пути автомобили спасателей сопровождали военные и полиция. Пришлось преодолеть многочисленные кордоны, через которые, впрочем, вереница машин МЧС просачивалась практически без остановок, поскольку силовики их там ждали с самого утра.
Сразу по прибытии отряд «Центроспас» и центр по проведению спасательных операций особого риска «Лидер» начали разворачивать палаточный лагерь, который вырос на глазах, чем очень удивил выставленных в охранение египетских военных. С наступлением темного времени суток было установлено все необходимое оборудование и освещение.
Поисковый день
Первый полноценный рабочий день начался в 06:30 по местному времени (07:30 мск), когда четыре поисковые группы «Центроспаса» и «Лидера» общей численностью 84 человека отправились в означенные квадраты. Они обследовали буквально каждый сантиметр, к первой половине дня детально изучив 11 кв. км площади, которая была расширена до 30 кв. км. Как сообщил журналистам руководитель спасательной группы МЧС России генерал-лейтенант Александр Агафонов, поисковые работы будут продолжены до 22:00 (23:00 мск), после чего пройдет подведение итогов проделанной работы и намечен план на день следующий.
Работающие на удалении от базового лагеря до 12 км специалисты МЧС пытаются не упустить из виду ни одной детали. Цепочки спасателей с интервалом в 20-30 метров прочесывают под палящим солнцем вверенный им район в сопровождении египетских военных. Личные вещи пассажиров, обломки самолета, кресла, сумки — все это находят на значительном расстоянии от места падения самых крупных частей лайнера. Работы немного замедляются, когда преимущественно черная, как смоль, пустыня меняет свой относительно ровный и податливый ландшафт, начиная перемежаться холмами и расщелинами с перепадами в более 100 метров. В одном из углублений спасателям удается обнаружить достаточно крупный фрагмент фюзеляжа, на обследование которого они спускаются с альпинистским оборудованием.
Тем временем, в районе базового лагеря МЧС начинают исследование самых крупных обломков. В обугленном остове проглядываются крылья и шасси самолета, который упал здесь вверх брюхом. Аккуратно приподнимая носовую часть, где находилась кабина пилотов, при помощи аварийно-спасательного автомобиля «Розенбауэр» специалисты «Центроспаса» тут же находят фрагменты тел, которые не были обнаружены при осмотре места египетской стороной. Спасатели не исключают, что под обломками могут быть найдены другие останки, однако все работы прекращаются после прибытия на место группы иностранных экспертов.
Обнаруженные в большом количестве личные вещи пассажиров складывают в огороженном колючей проволокой месте, и первое, что бросается в глаза — это две детские коляски, лежащие на груде вещей. Когда начинается их погрузка для транспортировки в Каир, специалисты МЧС досматривают сохранившиеся практически нетронутыми чемоданы пассажиров только на предмет наличия в них документов. Телефоны, фотоаппараты, другая техника, небольшие женские сумочки — все это отдельно упаковывается и погружается на установленный на тягаче контейнер. Буквально за несколько минут на столе у экспертов вырастает кипа паспортов, большинство из которых — российские, однако среди них есть и шесть украинских. Документы фиксируются в компьютере.
Зарубежные и российские эксперты
Обломки самолета во всех местах, где они упали, тщательным образом изучаются прибывающими в район катастрофы на вертолетах как местными, так российскими и зарубежными специалистами. Как рассказал в беседе с корр.ТАСС один присутствующих на месте представителей управления по чрезвычайным ситуациям при министерстве гражданской авиации Египта, к расследованию причин трагедии подключены, помимо египетской и российской сторон, и представители Межгосударственного авиационного комитета, французского Бюро расследований авиационных катастроф и производителя разбившегося самолета компании Airbus. «Это — стандартная процедура, когда все вышеперечисленные стороны привлекаются к следствию в случае таких авиационных инцидентов, однако, к сожалению, говорить для прессы они не уполномочены, — отметил он. — Сейчас в задачи, в частности, французских специалистов входит изучение обломков, в том числе расположение фюзеляжа самолета, документация полученной информации, что должно способствовать установлению причин крушения. Ими изучаются все, даже самые мельчайшие аспекты».
Дежурящие у лагеря египетские военные рассказывают корр.ТАСС, что первыми прибыли на место крушения. По их словам, местные бедуины, а также один из патрулей видели в день трагедии падающие рядом с этим местом с неба горящие части самолета и яркую вспышку, сопровождавшуюся хлопком. В свою очередь, как говорят спасатели, разброс обломков на обширной территории подтверждает информацию о том, что самолет начал разрушаться в воздухе.
Эль-Хасна находится всего в 100 км к юго-востоку от столицы Северного Синая, на котором уже долгое время идет масштабная военная операция против боевиков из группировки «Ансар бейт аль-Макдис» («Сторонники Иерусалима»), присягнувшей на верность «Исламскому государству» (запрещенная организация в РФ — прим.ТАСС). Близость районов боевых действий, а также тот факт, что регион, где работает МЧС, объявлен закрытой для посещения иностранцами зоной, меры предосторожности египетскими властями принимаются на максимально возможном уровне. Вокруг базового лагеря спасателей постоянно дежурят вооруженные армейские подразделения, имеющие в наличии крупнокалиберные пулеметы, в зоне поисков курсируют мобильные патрули, а вертолеты Ми-8 с экспертами и официальными лицами прибывают под прикрытием вертолета «Апач» египетских ВВС, который барражирует в воздухе при высадке и загрузке пассажиров.
Как рассказал журналистам бригадный генерал ВС АРЕ Махфуз Мухаммед аль-Баюми, руководящий работой египетской группы, в зоне поисковой операции налажено тесное сотрудничество между военнослужащими Египта и российскими спасателями. Он заверил, что предприняты повышенные меры безопасности.
«Египетская сторона делает все, чтобы обеспечить спокойную работу российских поисковиков на месте операции, — подчеркнул он, отвечая на вопрос корр.ТАСС — Вы сами видели, что выставлены десятки блокпостов, военные несут службу по периметру базы МЧС и на подъездах к ней, обеспечивается логистическая поддержка базового лагеря». Всего, по его словам, в операции задействованы свыше 500 военнослужащих армии АРЕ.
Всю минувшую ночь базу МЧС охраняли наряды египетского спецназа в масках. К утру подогнанные военными бульдозеры начали возводить по периметру заграждения из песка, которые местами достигают в высоту двух метров. На вопрос: «для чего?» отвечают, что ночью неподалеку от лагеря «была активность» или, говоря простыми словами, — стреляли. Однако тут же следует заверения, что ситуация под полным контролем.
Сколько еще продлится операция, сотрудники МЧС пока ответить затрудняются. Возможно, еще день или два. В любом случае, как говорят спасатели, они готовы находиться на месте, пока поставленная задача не будет выполнена до конца.
Добавить комментарий