Россия по сравнению с другими членами АТЭС в 2015 году подошла к саммиту на Филиппинах не в лучшей форме
Эксперты отмечают: в последний год российская внешнеполитическая повестка по большей части сжалась до проблем Европы и Ближнего Востока, а объявленный ранее «поворот на Восток» забуксовал. Впрочем, премьер Дмитрий Медведев едет на саммит не с пустыми руками: Россия представит главам стран АТЭС свои достижения в области интеграции на постсоветском пространстве. Ключевой же темой может стать конкуренция торговых блоков под эгидой США и Китая.
Нынешний председатель АТЭС — Филиппины — выбрал главной темой саммита «инклюзивное развитие», то есть уменьшение разрыва между богатыми и бедными как внутри стран объединения, так и между ними. Приоритетами председательства стали развитие человеческого капитала, выход малых предприятий на глобальные рынки, создание устойчивых сообществ и ускорение экономической интеграции. В рамках этой повестки представители 21 страны АТЭС провели за год, прошедший с момента предыдущего саммита (он состоялся в Пекине), более 200 встреч в десятках рабочих групп.
Россия по сравнению с другими членами объединения в 2015 году подошла к саммиту не в лучшей форме. В РФ высочайшая среди всех членов группы годовая инфляция (по данным Росстата на 9 ноября, она составляет 15,5%, среднее значение по АТЭС — 1,8%). А импорт, по данным Федеральной таможенной службы, с января по октябрь упал в годовом выражении на 37,9% (в среднем по АТЭС +2,4%). Наконец, согласно опросам Совета по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству, российские эксперты хуже всех оценивают перспективы своей экономики. 58,3% респондентов ожидают, что в 2016 году рост будет меньше, чем в 2015 году (средний показатель негативного настроя в мире — 37,7%, а в США спада ожидают лишь 6,6% опрошенных).
Несмотря на это, представители России сделали все, чтобы представить ее, в хорошем смысле этого слова, азиатской державой. По данным «Ъ», на состоявшейся вчера министерской встрече АТЭС в качестве успехов было названо создание в РФ территорий опережающего развития и объявление Владивостока «свободным портом». Россия также достигла соглашения о сотрудничестве с Банком БРИКС и Азиатским банком инфраструктурных инвестиций, а также «состыковала» Евразийский экономический союз (ЕАЭС) и китайский проект Шелкового пути.
Чтобы не оставить сомнений в заинтересованности Москвы в сотрудничестве даже с отдаленной от нее Юго-Восточной Азией, российские делегаты на встречах АТЭС напомнили о создании зоны свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом. Вчера первый зампред правительства Игорь Шувалов добавил, что такая зона будет создана и с Сингапуром. Как заявила в беседе с «Ъ» директор Российского центра исследований АТЭС Наталья Стапран, Москва в этом году дебютировала на саммите с темой евразийской интеграции. «АТЭС — площадка для обмена опытом, и с созданием ЕАЭС у нас появилась возможность говорить от имени успешного интеграционного блока», — сообщила она.
Решение Владимира Путина не лететь на саммит в этом году застало экспертов врасплох. Официальной причиной была названа оптимизация графиков президента и премьера, но большинство опрошенных ранее «Ъ» аналитиков сочли, что президент России просто не придает мероприятию большого значения. Впрочем, президент Центра исследования Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) Сергей Санакоев полагает, что причины могли быть и более глубокими. «Сейчас в регионе идет конкуренция двух проектов: американского Транстихоокеанского партнерства (ТТП) и китайского Всеобъемлющего регионального экономического партнерства (ВРЭП). Возможно, Владимир Путин решил, что стоит отойти в сторону и посмотреть, как будут развиваться события», — заметил эксперт.
Негласное соревнование между ТТП и ВРЭП действительно стоит в центре внимания на нынешней встрече. Оба соглашения формально части единой Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли, создаваемой в рамках АТЭС, и претендуют примерно на одни и те же страны. Однако конкуренция между ВРЭП и ТТП пошатнула перспективы формирования единого торгового пространства. 5 октября 12 стран подписали соглашение о создании ТТП, тогда как ВРЭП еще находится на этапе согласования интересов участников. Тем не менее Владимир Путин в статье, опубликованной вчера в ведущих изданиях стран АТЭС, раскритиковал американскую инициативу. По его мнению, «конфиденциальный характер переговоров о создании ТПП вряд ли помогает устойчивому развитию в АТР».
Другой ожидающийся конфликт, который может активно обсуждаться на саммите, — между Китаем и Филиппинами, организовавшими встречу на высшем уровне. Государства спорят по поводу принадлежности островов в Южно-Китайском море. 29 октября Филиппинам удалось добиться рассмотрения дела в постоянной палате третейского суда в Гааге. Китай юрисдикцию суда по этому вопросу не признал. Профессор Австралийского национального университета Питер Дрисдейл заметил, что конфликт «вряд ли выплеснется наружу, но явно оттянет на себя значительную часть дипломатических усилий Пекина».
Михаил Коростиков, «Коммерсантъ»
Добавить комментарий