Top.Mail.Ru

Юбилей Майи Плисецкой отметили двумя гала-вечерами в Большом театре

На Исторической сцене Большого театра 20 и 21 ноября в честь дня рождения Майи Плисецкой прошли вечера «Ave Майя». Концерты готовила к своему юбилею она сама, а состоялись они благодаря поддержке российского мецената Алишера Усманова. Об этом передает ДВ-РОСС.

Майя Плисецкая умерла в самом начале мая, месяца ее имени, в разгар подготовки к юбилейному гала. Режиссером она выбрала Андриса Лиепу, но во все детали вникала сама. В собственноручно написанной программе (Большой театр предусмотрительно воспроизвел ее факсимиле) Майя Плисецкая прописала не только номера, исполнителей и видеофрагменты, но даже музыкальные вставки будущего юбилея. В этом черновом, но подробном наброске можно разглядеть воспоминания о феерическом кремлевском концерте десятилетней давности, придуманном и поставленном Дмитрием Черняковым и Алексеем Ратманским, который Плисецкая считала лучшим из своих юбилеев. Однако режиссер режиссеру рознь: на сей раз за современность отвечала элементарная акробатика эстрадного ансамбля Аллы Духовой, за обожаемую юбиляршей Испанию — почтенная гранд-дама фламенко Эва Йербабуэна.

Большой театр оставил все, как было задумано: 20 ноября состоялся не вечер памяти, а гала в честь дня рождения балерины. Обошлись без речей, которые Плисецкая ненавидела: бодрый старт, согласно плану, задал ансамбль Моисеева с жизнеутверждающей массовой «Хотой». Череду женских классических вариаций, как и было велено Плисецкой, исполняли только прима-балерины Большого (исключение — экс-петербурженки Ольга Смирнова и Юлия Янгуразова, не достигшие этого статуса по молодости лет) — все танцевали от души, как умели: кто лучше, кто хуже. Одна гостья — экс-солистка Большого, ныне прима Михайловского Анжелина Воронцова — с лучезарностью Барби пропрыгала вариацию Лауренсии. Несколько детей разного возраста из тольяттинской Детской хореографической школы имени Майи Плисецкой что-то делали у станка и на середине. На заднике в это время шли уникальные кинокадры с подростком-Плисецкой в школьном классе, своевольно задиравшей высоченный арабеск на фоне примерных одноклассниц и сигающей в таких волевых полетных перекидных жете, будто ею уже станцована повелительница виллис Мирта.

Вообще-то это был бы крутой режиссерский ход: запустить весь концерт с параллельным видеорядом танцующей Плисецкой. К счастью для современных балерин, на такой радикальный шаг никто не отважился. Сама-то Плисецкая ненавидела, когда ее копировали, и три главные балерины вечера (кстати, все петербурженки, включая Светлану Захарову, окончившую Академию Вагановой), с успехом этого избежали. Их персонажи являли собой полную противоположность героиням Майи Плисецкой.

Трудно представить себе больший контраст, чем академическое благолепие Розы Ульяны Лопаткиной, тихо угасающей с прощальным поцелуем в благоговейных объятиях Андрея Ермакова, и страстную жажду жизни Розы Плисецкой, в шипах изломанных экспрессивных поз рвущейся из губительного кольца рук властного партнера. Эти принципиальные различия, переворачивающие весь смысл дуэта, могли оценить лишь особо пытливые зрители, заглянувшие в антракте на выставку костюмов и фотографий Плисецкой, где в том числе прокручивали запись ее «Гибели розы» Ролана Пети с Руди Брианом.

Удалая Кармен Светланы Захаровой отличалась от прототипа не только идеальными ногами, но и концептуально: жажду тотальной свободы она подменила свободным поиском партнера. Задорно закадрив бесхитростно-пылкого Хозе (серьезная и качественная работа Дениса Родькина) и быстро разочаровавшись в добыче, Кармен Захаровой азартно переключилась на более перспективного клиента в лице Тореадора. В этой партии Михаил Лобухин, рисующий пальцами возле причинного места нечто вроде сердечка, нежданно открыл невиданные запасы пошлости, что вполне соответствовало потребностям новой Кармен. Героиня Плисецкой противостояла такой концепции лишь заочно: слишком дробную нарезку эпизодов из «Кармен-сюиты» крутили по ходу первых двух актов — и казалось, что это совсем другой балет.

Меньше повезло Диане Вишневой, танцевавшей «Болеро» в окружении танцовщиков бежаровского Ballet Lausanne. Умная балерина добросовестно изучила текст, тщательно продумала грим и грамотно рассчитала силы, включив темперамент на полную мощь лишь в финальной части. Против Вишневой сыграли ее внешние данные: хрупкое тельце ребенка, тонкие грациозные ручки и отрешенная маска древней пифии не объясняли экстаза толпы полуголых мужчин. Священное безумие бежаровского «Болеро» захватило зал лишь в самом конце юбилейного вечера, когда на экране затанцевала Майя Плисецкая: шесть минут ее самосжигающей сакральной пляски загипнотизировали публику, вскочившую на ноги и аплодировавшую танцующей Плисецкой до самого конца балета.

По первоначальному сценарию после этого триумфа на сцене должна была появиться сама героиня вечера — в программке она так и написала: «Мой выход вживую из центра сцены». Но судьба, которую Майя Плисецкая подчиняла своей воле почти девять десятков лет, на сей раз обманула ее — в центре сцены появился лишь портрет величайшей из балерин. И зал устроил овацию живому кумиру — Родиону Щедрину, яростно хлопавшему из царской ложи своей жене и музе, а также всем тем отважным артисткам, которые рискнули предстать в ее коронных ролях.

Татьяна Кузнецова, «Коммерсантъ»

Читайте ДВ-РОСС в Telegram

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


Powered by WordPress | Designed by: SEO Consultant | Thanks to los angeles seo, seo jobs and denver colorado Test

На данном сайте распространяется информация сетевого издания ДВ-РОСС. Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 71200, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 27.09.2017. Врио главного редактора: Латыпов Д.Р. Учредитель: Латыпов Д.Р. Телефон +7 (908) 448-79-49, электронная почта редакции primtrud@list.ru

При полном или частичном цитировании информации указание названия издания как источника и активной гиперссылки на сайт Интернет-издания ДВ-РОСС обязательно.


Яндекс.Метрика