Фильм «Училка»: «российское кино научилось хватать зрителя за нерв и оставлять после себя вопросы»
Каждый год в социальной жизни страны встаёт актуальный вопрос о нашем образовании: в какую сторону двигаться? Какая манера подачи материала новому, «компьютеризированному» поколению более приемлема? Справляются ли со своей задачей локального воспитания молодёжи те, кто преподавал ещё во времена СССР или на авансцену уже выходят молодые, креативные и современные (по мнению самих учащихся) учителя. Мнения разделяются. Одно из них остро и понятно показала вышедшая в прокат в минувшие выходные социальная драма «Училка», которую в Твери лично представляли режиссер картины Алексей Петрухин и актриса Анна Чурина. Об этом передает ДВ-РОСС.
На премьеру в киноцентр «Синема Стар» в ТЦ «Рио» были приглашены самые разные тверичане — депутаты различных рангов, руководство школ города, учителя с опытом и учителя-вчерашние студенты, представители общественности и министерства образования, пресса и многие другие. Одним из гостей стал глава города Александр Корзин. Зал №5 недавно открывшегося кинотеатра был полон. Вообще, формат встреч со съемочной группой и актерами отдельно взятого фильма непривычен для Твери — последний раз что-то подобное было в «Silver Cinema» несколько лет назад.
Приятным бонусом для зрителей стало и угощение от организаторов — каждого пришедшего ждали поп-корн и «Пепси».
«Училка» — социальная драма о многом. О молодёжной жизни, современной школе и учителях, прошедших советскую школу и 90-ые, пьяных (тоже, зачастую, актуально) школьных охранниках, чудаковатых журналистах, сложившемся слэнге и актуальных темах (например, впервые с экрана российского кино заговорили о «хохлах» и «майдане»). При этом «Училка» — не типичная драма — в ней есть доля комедии, фарса и ситуаций, которые можно назвать комично-трагичными.
Главную роль в фильме исполнила Ирина Петровна Купченко — звезда пленительного счастья советского кино и актриса, которая в российских фильмах последнее время часто играет именно работников школ (вспомним завуча Марию Васильевну из «Розыгрыша» или завуча Тамару Иосифовну из «Юленьки»). К сожалению, сама Ирина Петровна в Тверь приехать не смогла — магию фильма, когда героиня появляется перед зрителями, словно сходя с экрана, поддержала исполнительница роли директора школы Агнессы Андреевны (и — спойлер — бывшей ученицы Аллы Николаевны — героини Купченко в фильме) Анна Чурина. На них — вместе с секретарём Лией Павловной (Роза Хайрулина) и целым выпускным классом 11а и сосредоточено всё внимание картины.
Рецензию на «Училку» от Татьяны Соколовой читайте ниже.
Более чем двухчасовой фильм досмотрели почти все — сюжет картины держит в напряжении и не отпускает — традиционных для российских фильмов «побегов» из кинотеатра на перекуры или вовсе домой не было, а единичные случаи вдруг сорвавшихся со своих мест не в счет. Когда на экране уже бежали титры, а зрители благодарили авторов и актеров фильма заслуженными аплодисментами, к публике вышли режиссер Алексей Петрухин и актриса Анна Чурина.
«Надеюсь, вам всем понравилось. Мы ждём от вас вопросов и критики — примем любую оценку и на всё ответим» — сообщил со сцены создатель картины. Но зал не торопился с вопросами — зрители молчали, «переваривая» увиденное. А задуматься было над чем.
Слово взял глава Твери Александр Корзин: «Друзья, вы не думайте, что нам не понравилось. Молчание зала значит лишь то, что каждый присутствующий учитель, нынешний и бывший ученик сейчас сидит и обдумывает фильм, вспоминает и представляет — а как есть или было у меня. Большое вам спасибо за показанную на экране правду. И спасибо, что собрали здесь вместе на просмотр столько работников образовательной сферы. «Училку» нужно посмотреть каждому учителю и обязательно увидеть молодёжи». Желаю вашему фильму успеха в прокате, такие ленты очень нужны России!».
«Тверь — 20-ый город, куда мы приезжаем с премьерным показом — будет ещё Нижний Новгород и после «Училка» выходит в широкий прокат. В фильме мы хотим общаться со зрителем — подняли ряд таких вопросов, которые хотели бы с людьми обсудить. Самый большой спецэффект здесь, в «Училке» — это одна большая человеческая эмоция. В данном случае — эмоция Ирины Петровны. Она, кстати, не взяла за участие в фильме ни копейки — прочитала сценарий, наутро приехала и сказала, что готова сниматься. Учеников 11А отобрали из сотен желающих — кастинг прошли пару десятков человек. В итоге за школьными партами у нас сидели и 16-летние ребята, и 27-летние молодые актеры, уже имеющие семью. Так на какое-то время они стали целым классом разных по характеру людей» — рассказывал со сцены зала Алексей Петрухин.
«Ирине Купченко не очень нравилось оскорблять своих учеников в картине — вы сами видели, что иногда приходилось «приложить» ребят. Её игра, как и сам фильм — живой пример этики в отношениях между преподавателем и учеником. Что касается моей роли, то я очень переживала. Знаете, я до карьеры актрисы получила образование педагога — и уверенно вам говорю — выйти вот так на «отчёт» перед вами — зрителями — гораздо проще, чем провести урок у 11-ого класса», — поделилась своими эмоциями от фильма Анна Чурина. Она же передала привет городу от актёра Андрея Мерзликина, который очень хотел попасть в Тверь, но остался в столице на съёмках для «Вечернего Урганта».
Зал спрашивал много, зрители — учителя различных школ и гимназий — даже поспорили между собой, бывает ли показанное в «Училке» на самом деле и что может привести к похожей ситуации. Высказывались как опытные педагоги, так и вчерашние выпускники педфака. В общем же всё свелось к мнению — фильм однозначно понравился. «Александр Борисович, было бы здорово организовать показы для учащихся старших классов и сотрудников школ — здесь зал не сможет всех вместить, а вот «на местах» всё здорово бы получилось» — обратились работники образования к главе города. Мэр согласился, а руководство «Синема Стар» отреагировало — «С удовольствием примем коллективные заявки от школ на просмотр «Училки».
«Училка» — российского кино нового формата. Его уверенно можно сравнивать и ставить в один ряд с отличными фильмами последнего времени — такими, как «Дурак», «Географ глобус пропил» и другими лентами. Конечно, составляющие и проблемы этих фильмов разные, но наконец-то российское кино научилось хватать зрителя за нерв и оставлять после себя вопросы — послевкусие и желание пересмотреть. И показать другим.
Рецензия на фильм и кинопросмотр Татьяны Соколовой:
На златом крыльце сидели
Царь, царевич, король, королевич,
Сапожник, портной,
Кто ты будешь такой?
Выбирай поскорей,
Не задерживай добрых и честных людей…
Старая детская считалка, вылетевшая из уст, пожалуй, самого странного, но забавного персонажа истории, Лии Павловны (актриса Роза Хайруллина), приобретает яркую окраску в контексте кинокартины «Училка»…
Начало фильма заинтриговало именно деталями съемки. Будто квартира помогла мне представить главную героиню, уставшую и взволнованную. Она — учительница истории с сорокалетним стажем, Алла Николаевна (Народная артистка РСФСР Ирина Купченко), «синий чулок», презирающий, но одновременно опасающийся нововведения системы образования — переаттестации учителей, и 18 одиннадцатиклассников, не интересующихся ничем, кроме своих гаджетов. Каждый из них пришел на обычный урок истории. И вроде все буднично: усталый учитель, вынужденный привлекать внимание подростков, дабы донести до них урок. «Детки», абсолютно не желающие принимать знания об истории Советского Союза, пошло и жестоко подшучивающие над преподавателем и своими одноклассниками… Эта картина сейчас действительно стала обыденной. Да, цинизм, эгоизм, жестокость захватили умы «милых деток». Конечно, нельзя говорить о смене ценностей и жизненных ориентиров у целого поколения. Но фильм к этому не стремится — он лишь собрал все пороки нынешней молодёжи в одном школьном классе: отрицание истории своей страны, превозношение личного «Я» над остальными, желание быть лидером, не имея ответственности перед теми, кто тебя таковым сделал — частые явления современности.
Тем не менее, зрителя это мало интересует именно в кино. Доказательство — несколько человек, покинувшие зал в первые полчаса картины. Даже в социальной драме искушенному зрителю нужен экшен. И Алексей Петрухин, режиссер картины, обостряет ситуацию, вводит «нового героя», дабы удержать внимание — пистолет. Игрушка или оружие? Ответ на вопрос становится ясным, когда в «схватке» с учеником, пытаясь отнять опасную вещь, учительница случайно спускает курок… Выстрел. Первая кровь. Паника. Страх в глазах взрослого человека, сменяющийся жаждой… Жаждой новой крови?
Алла Николаевна берет свой класс в заложники. Каждый из учеников под дулом пистолета, во власти «училки». И она чувствует азарт. Высказывает все, что думает об этом «шлаке» — её учениках. Желает ли она отомстить за насмешки? Пожалуй, да. Но кровь ей не нужна. Главное требование — ответ каждого ученика у доски. И все свободны. Это ведь обычный урок истории, верно?
Однако ситуация быстро меняется. Старшеклассникам не занимать хитрости. Одному их них удается отнять пистолет. Но чувство солидарности к одноклассникам в нём не просыпается. У класса появляется не «освободитель», а новый «правитель», ослеплённый властью. Далее события в классе быстро меняются. Пистолет, как эстафетная палочка, переходит из рук в руки. Подростки не то чтобы показывают свою сущность, получив власть, скорее, открывают те чувства, которые прятали раньше: девочка-«зубрилка» — обиду за оскорбления, «отличник» — эгоцентризм, но страх за блестящую репутацию, которая может быть испорчена, благодаря «необычному» уроку истории. Эта мысль проясняет ему разум и заставляет «уступить» пистолет следующему оратору, яростно выплескивающему своё мнение об обществе и, якобы, моральных ценностях.
В это время за пределами класса жизнь тоже кипит: директор школы, Агнесса Андреевна (в исполнении Анны Чуриной), узнает от детей-прогульщиков о том, что «класс захватили террористы», слух быстро разносится по школе, и директор с горечью, опасаясь дурных слухов, все же вызывает спецназ… Появляются новые герои. Маленький прогульщик оказывается юным хакером и догадывается взломать систему наблюдения, чтобы увидеть, что происходит в классе. Почему директор не знает пароли от системы наблюдения, а камеры нельзя включить — загадка. Но может так и есть в реальности, камеры после экзамена становятся бесполезными?
Ну да ладно, вернусь к героям. Появился гиперболизированный образ журналистки Аси (Алиса Гребенщикова), для которой главное — сенсационный материал, независимо от степени его правдивости. Как съемочную группу так просто пустили на оцепленную спецназом территорию школы, нам тоже не совсем ясно. Просто открыли ворота и пустили даже без документов. Вероятно, так было снять проще, но реальности это не добавляет. Осталось только дверь в школу ей придержать, чтобы эпатажная журналистка бросилась брать интервью у «свирепых террористов». К слову, спецназовец, капитан Кадышев (Андрей Мерзликин) тоже бывший ученик исторички, тот еще хулиган в прошлом, поменявший мировоззрение, выглядит, скорее, как комедийный персонаж…
Не буду пересказывать всю сюжетную линию, отмечу лишь то, что человечность в классе, в большинстве своем, все же победила эгоизм. Каждый из героев истории в итоге открыл не только плохие, но и хорошие качества. Ребята, все же ответившие на уроке по темам, которые лично их волновали (религия, культурное развитие в СССР, взаимоотношения национальностей), смогли сравнить исторические события с нынешним развитием событий, в том числе, в их жизни. Но как известно, в мире все должно быть в равновесии, гармонии — и добро, и зло. Можно ли назвать гармоничным фильм «Училка»? Вопрос спорный.
Можно обвинить картину в излишне радостном финале, резко контрастирующем с идеологией всего повествования. Кроме того, некоторые персонажи были слишком комичны, а логика в поведении сотрудников спецназа и журналистки, как мне показалось, была не до конца ясна. Персонажи слишком резко переключаются с «плохих» на «хороших», что не всегда оправдано. Акценты на взаимоотношениях с Украиной, на каламбуре в трактовании истории нашего государства, порой излишняя реклама батончиков «Рот Фронт» (хотя, без сомнения, конфеты стали сильной фишкой фильма, шутки про них давали зрителям расслабиться от философии), как по мне, были слишком явными и навязчивыми.
Хотя плюсов у фильма не меньше.
Игра Ирины Купченко потрясает. Такой гаммы эмоций у одного человека я давно не видела в фильмах. Её азарт от власти, страх от бездушности молодежи, отвращение, безысходность… Игра актрисы не поддается критике, браво! Образ директора школы тоже меня убедил. Женщина, которую обстоятельства, пост, власть заставили следовать стандартам, даёт волю чувствам, состраданию, человечности.
Молодому актёрскому составу, конечно, есть куда расти. Однако я, как только недавно покинувшая школьную скамью, узнала в образах реальные характеры бывших школяров. Не в абсолюте, конечно. Но картина в жизни, внутри отдельного класса, обычно обстоит так же, но в меньшем масштабе: насмешки на почве разности происхождения, религии, убеждений, нежелание думать, чувство опосредованности от общества, жизнь в «своем мирке», со своими проблемами и вопросами наедине, где мнение людей в Интернете авторитетнее педагогов или родителей. А почему все так? Можно ли решить это на уровне школы, создать личность благодаря образованию, учителям? Это уже вопросы философские.
Проблемы, несомненно, актуальны, но «актуальные» здесь — синоним слова «нерешенные». А как их можно решить? Ответ — не под дулом пистолета, на что сетовали некоторые зрители на предпремьерном показе. Мол, это не педагогично, учитель оскорбляет детей, а потом сам говорит об уважении. Да, я соглашусь, это неправильно. Но такой урок — крайняя мера. И его дети вряд ли забудут.
Да. Корень проблемы глубже. Здесь и проблемы патриотизма, манипуляции сознанием благодаря изменению фактов истории, пример родителей и многое-многое другое. Это проблема не только отдельной школы, класса или семьи. Это, на мой взгляд, проблема государства. Один фильм не решит всё. Его можно сколько угодно обвинять в наивности, плагиате, слабой игрой актеров, нелогичности. Однако «Училке» удалось взбудоражить сознание людей. Одни говорят: наши дети не такие! Другие кричат: таких большинство! Этот фильм вызвал диалог и снова напомнил общественности о насущных проблемах образования, воспитания личности. И тогда, вероятнее всего, каждый должен начать с себя… С личного примера. Тогда, быть может, учителям не придётся заставлять отвечать урок под дулом пистолета, а режиссёрам фильмов удерживать внимание зрителя оружием в кадре.
Одна из зрительниц сказала: «Я недавно закончила школу. Посмотрела этот фильм — и мне стало страшно. Вдруг и я такая? Ведь во многом я, вероятнее всего, поступила бы, как герои фильма…» Пожалуй, такое мнение иллюстрирует мою мысль — фильм заставляет думать. Думать и анализировать. А кто ты такой и какая у тебя роль? Выбирай скорей, не задерживай добрых и честных людей…
Текст: Александр Гамбург
Рецензия и фото: Татьяна Соколова
Источник
Добавить комментарий