Россия-Италия: новые возможности роста
Да, произошел обмен санкциями, в России наблюдаются экономический спад, высокие темпы инфляции, обесценивание рубля, падение доходов государства, компаний, населения. Ситуацию на рынке во многом определяют различные слабо предсказуемые факторы, в первую очередь, – цена на нефть. Отсюда нестабильность, падение спроса, одним словом, кризис. Двусторонний товарооборот в 2015 году снизился более чем на 35%. Однако любой кризис несет с собой не только негатив, но и новые возможности для развития, заставляя игроков искать новые подходы, более эффективные модели. Главное – воспользоваться ими.
Такая ситуация сейчас наблюдается на практике во взаимоотношениях между итальянским и российским бизнесом. Складывается впечатление, что они выходят на качественно новый уровень. Для этого есть объективные условия: экономики наших двух стран являются взаимодополняющими, они нужны друг другу.
Российский рынок сбыта всегда был очень многообещающим для итальянских производителей. Объем экспорта товаров из Италии в Россию за 2000-2013 годы вырос на 327%.
Италия — страна с высокоразвитой промышленностью. В соответствии с приоритетами российской экономики в качестве перспективных товаров и услуг итальянского экспорта в Россию стоит выделить товары и услуги, способствующие модернизации различных отраслей промышленности России. Особенно оборудование для производства товаров на территории Российской Федерации, а также соответствующие технологии и инновации.
Перспективными представляются поставки в Россию новых технологий в традиционной и альтернативной энергетике и энергосберегающих технологиях, в горнодобывающей промышленности, в мусоропереработке (экологические проекты), в металлургии, в медицине и фармацевтике, биотехнологиях, в производстве легковых автомобилей, запчастей и комплектующих; авиастроении, в строительстве и производстве отделочных материалов, в стекольном производстве, в деревообработке и производстве мебели, в пищевой промышленности, технологиях переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, упаковке, заморозке, в легкой промышленности.
Компаниям из Италии, причем, необязательно крупным, по-прежнему интересен ёмкий рынок России, и в новых условиях они ищут оптимальные пути выхода на него.
Сейчас такой выход стал легче и привлекательнее: девальвация рубля удешевила для итальянцев инвестиции в российскую экономику. Изменился и подход к бизнесу: многим компаниям в России из-за обесценивания национальной валюты стало невыгодно закупать за границей товары и продавать их на местном рынке.
Очевидна следующая тенденция: становится экономически интереснее производить на месте значительную часть продукции, которая ранее импортировалась. Этот тренд может стать долгосрочной стратегией успеха. Он не отменяет закупок уникальных по качеству товаров, ценности определенных марок и брендов – это относится не только к России и Италии, так происходит во всем мире. Однако выпуск значительной части продукции для российского рынка, особенно массового спроса, можно наладить в нашей стране.
Таким образом, интересы итальянских и российских компаний во многом совпадают. Поэтому эксперты констатируют новое явление – переход от чистого импорта продукции Made in Italy («сделано в Италии») к локализации производства – Made with Italy («сделано с Италией»). Это проявляется как в создании совместных производств, так и в прямом выходе компаний с Апеннинского полуострова в Россию, налаживании здесь производства товаров, которые будут иметь конкурентоспособную цену. Да и на административном уровне заметно растущее внимание к совместным проектам.
Как показывает наша практика, кризис и санкции – не помеха экономическому сотрудничеству. В последние месяцы в разных регионах России по схеме Made with Italy начали работать новые производства: макаронных изделий, мясных полуфабрикатов, стройматериалов. На подходе – еще несколько крупных проектов.
Конечно, эта работа требует времени, изучения рынка, налаживания связей, большой подготовки, терпения. Но инвесторы видят увеличивающуюся привлекательность России для итальянского бизнеса: он понимает, что наша страна находится рядом, в трех часах полета, здесь есть необходимые структуры, кадры, законодательство, а итальянские власти готовы и имеют возможность оказывать системную поддержку своему бизнесу. Итальянский предприниматель в России не будет оставлен один на один с проблемами.
Наряду с растущим интересом новых компаний из Италии к российскому рынку очевидно еще одно явление: кризис и санкции не обернулись уходом из России итальянских компаний, которые сюда давно пришли. Все продолжают работу, ищут новые возможности развития.
Мы говорим с уверенностью о перспективности взаимодействия Италии и России в области экономики, поскольку через Банк Интеза, российский дочерний банк крупнейшей в Италии и одной из ведущих в ЕС банковской Группы Интеза Санпаоло, проходит больше половины товарооборота между двумя странами. Группа Интеза Санпаоло, в которую входит Банк Интеза, считает российский рынок стратегически важным для развития бизнеса. Используя свой опыт, новейшие технологии и финансовые ресурсы Группа стремится усилить свое присутствие в России и готова оказывать всестороннюю поддержку проектам, направленным на укрепление российско-итальянского сотрудничества.
Разумеется, имеющиеся политические проблемы в отношениях между ЕС и Россией и обмен санкциями тормозят развитие российско-итальянского экономического сотрудничества. Снятие политической напряженности, некоторые признаки которого появляются в последнее время, отмена санкций, безусловно, придали бы импульс положительным тенденциям.
Но и в нынешних условиях бизнес обеих стран находит новые возможности и пути расширения взаимодействия. Поэтому мы вошли в 2016 год с уверенностью в успехе экономического сотрудничества между Россией и Италией.
Добавить комментарий