Проект памятника дальневосточным китобоям обсудили во Владивостоке
Презентация проекта памятника дальневосточным китобоям 5 февраля прошла в Приморской картинной галерее. Представители городской власти, скульпторы, моряки, китоловы и их родственники, а также руководство галереи обсуждали необходимость установки во Владивостоке монумента гарпунерам, передает ДВ — РОСС.
На обсуждение проекта памятника прибыли глава города Игорь Пушкарев, советник главы Анатолий Мельник, директор Приморской государственной картинной галереи Алена Даценко, скульптор Тимур Дорошенко, директор Морского терминала «Морской вокзал» Валерий Нагорный, капитан дальнего плавания Виктор Щербатюк, капитан дальнего плавания, Герой Социалистического Труда Юрий Сергеев, а также сами китобои, их родные и близкие.
С самого начала встречи спикеры отметили, что приморская столица является родиной китобойного флота России – сперва царской, а затем и советской. Многие жители города помнят, как возвращалась домой китобойная флотилия – самая большая в мире база «Советская Россия» с эскортом из двадцати китобойцев. Появление во Владивостоке памятника дальневосточным китобоям может стать связующей нитью от легендарного шкипера Гека и лейтенанта Дыдымова и Кейзерлинга до советских китобоев. Здесь и дань памяти мужеству отважных людей, и напоминание о том, что люди в состоянии остановить промышленную добычу китов, если это грозит их исчезновением. Между тем, стоит отметить, что общественное мнение на обсуждении и за его пределами разделилось: одни помнят, что это важная страница городской истории, другие же утверждают, что «памятник убийцам» ставить нельзя.
Сама идея памятника появилась три года назад, во время презентации книги Виктора Щербатюка «Антарктика за кормой», посвященной как раз истории китобойного промысла на Дальнем Востоке. Проект поддержал Игорь Пушкарев, была создана инициативная группа и началась работа над эскизом памятника. К настоящему моменту прошло уже четыре встречи-обсуждения.
На текущей дискуссии вспомнили те соглашения, которых уже достигли во время прошлых дискуссий. Первым слово взял капитан дальнего плавания Виктор Щербатюк: «Мы много обсуждали, где установить памятник. Было место на мысе Голдобина, точнее на мысе Клета, где, как говорят, первыми наблюдали за китобойной флотилией. Предлагали место для установки памятника в районе мыса Басаргина, много было предложений. В прошлом году, 6 февраля, было определено место – на морском вокзале. Это вполне естественно. Любой памятник требует, прежде всего, подходящего именно для него места. Затем были предложены варианты самого памятника. Это были барельефы и скульптура. Решено было выбрать объемную фигуру, но, вероятно, барельефным изображениям тоже найдется место в группе».
Впервые идея необходимости такого памятника возникла еще в советское время. Об этом рассказал Герой Социалистического Труда Юрий Сергеев: «Примерно 43 года назад группой молодых по тому времени капитанов было принято решение написать письмо руководству нашего края о том, чтобы создать памятник китобоям. Это было вызвано тем, что международная китобойная комиссия уже работала над документом, запрещающим китобойный промысел. Мы письмо составили, передали, но поддержки не получили. Прошли годы, изменились времена. Мы снова решили поднять этот вопрос. Мы опрашивали знакомых – никто не высказывался против. Это были люди, которые знали китобоев, которые еще помнили их возвращение с промысла. Весь город встречал их, все радовались, что флотилия благополучно возвратилась домой».
О том, что памятник собираются ставить не промыслу как таковому, а тяжелой профессии китобоя, напомнил главный архитектор города Анатолий Мельник: «Я бы хотел сперва поблагодарить тех людей, которые своей профессии отдали очень много, лучшие, наверное, годы своей жизни. Это знаменательно, поскольку профессия китобоя – это профессия уникальная. Она имела место быть в очень ограниченном количестве городов в мире вообще. Памятников китобоям в мире мало. Владивосток относится к той небольшой группе городов, где эта профессия присутствовала. Это, конечно, и конец 19-начало 20 века, первая китобойная флотилия «Алеут», и самые яркие страницы – период 60-х-70-х годов, когда во Владивостоке базировалась китобойная флотилия «Советская Россия».
Я живу во Владивостоке всю жизнь. Поэтому хорошо помню то настроение в городе, когда он готовился к возвращению китобоев с рейса. При разном отношении к промыслу – нужно-не нужно – это был тяжелый, суровый мужской труд, который был на тот момент необходим нашей стране. Хорошо, что промысел прекращен и поголовье китов восстанавливается. Но забывать о той странице истории нельзя. То, что задумано, – это памятник профессии, памятник нашему городу и его истории»
Анатолий Мельник сообщил, что место для памятника выбиралось долго: город должен был исходить из наличия муниципальной земли. Однако во время обсуждений согласие на установку мемориала на одной из террас морского вокзала дали его владельцы.
На одном из первых обсуждений варианта памятника обсуждалось, что же должно быть центральной фигурой. Сошлись на мнении, что символом китобойного промысла является гарпунер. Именно на него, на единственный выстрел в какой-то момент начинает работать вся команда. И именно от него зависит, будет ли добыт кит. Еще один момент, который необходимо, как считают инициаторы проекта, отразить на памятнике – район промысла. Многие люди даже не знают, что дальневосточная китобойная флотилия вела добычу в Антарктике. В рейс плавбаза и китобои уходили в октябре, а домой возвращались в июне, проделывая тысячи морских миль в сложнейших условиях.
Мэр города Игорь Пушкарев свою речь начал с вопроса: есть ли в зале те, кому идея установки памятника не по душе? Ответом ему было молчание. После чего мэр коснулся инцидента со скульптурой китенка:
«Сегодня ночью, в преддверии обсуждения нашего неизвестные вандалы изуродовали китенка у Дома Быта. Написали на нем «Памятник китобоям». Но я думаю, мы будем продолжать работать над нашим проектом дальше. Главное, чтобы мы не ошиблись. Я знаю, насколько важен именно этот этап – дискуссии. Надо пройти до конца, выстрадать, копья поломать и сойтись в большинстве своем. Все равно полного единогласия достичь невозможно, всегда найдутся противники. Но зато когда памятник появляется в городской среде, он начинает жить. Возле него постоянно люди. Другую задачу ставить не нужно. Нужно, чтобы люди приходили, приводили детей и внуков. Чтобы вспомнили мужа, деда, отца…
Когда пройдет много лет, люди будут смотреть на этот памятник и помнить, что Владивосток – город многогранный. Здесь жило много людей, храбрых и отважных, которые выполняли важную государственную задачу. И выполнили ее! В то время это была необходимость. А тот, кто обсуждает или сомневается, тот просто не знает. И пусть этого постыдится».
Мэр напомнил собравшимся, что памятник должен быть живым и максимально достоверным. Он просил не стесняться высказываться тех, кто принимал непосредственное участие в работе китобойной флотилии.
И собравшиеся высказывали свои мнения, глядя на эскиз будущего памятника. Прозвучали робкие мысли о том, что скульптура должна быть более эстетичной: почему у гарпунера перекошенное лицо? Зачем нужен такой реализм? Для чего скульптурной композиции пушка – это символ агрессии. Такие мысли высказывали искусствоведы. Однако у самих китобоев на этот счет иное мнение.
Игорь Сухачев, служивший помощником гарпунера в китобойной флотилии, точно и четко описал происходившее на палубе во время охоты:
«Если была хорошая погода и экипаж слышал команду «Киты!», выбегали в одних подштанниках. В холодное время надевали тулупы, ушанки, сапоги тяжелые. Никаких страховок у нас не было. На судне главная наука – научиться ставить ногу на палубу в нужное время и в нужное место. Одной рукой, когда мотало, держались за пушку, которую тоже водило. Если ты перед этим что-то съел, оно моментально оказывалось за бортом – то вверх подбрасывает, то вниз, то кренит судно по сторонам. Какое лицо должно быть у гарпунера? Вы можете себе представить семиметровую волну и семиметровый ветер в лицо в антарктических условиях? А когда вы в этих условиях уже прицелились и готовы сделать выстрел, а капитан вдруг отворачивает вправо? Вы примерно представляете, что я кричал в тот момент в сторону рубки и что он мне на это отвечал?».
Стоит отметить, что китобоям эскиз памятника понравился. Говорят, специально просили скульптора изобразить гарпунера в телогрейке и ушанке. От профессионалов прозвучало лишь несколько претензий к пьедесталу скульптуры. Во время прошлых обсуждений были недочеты в самой гарпунной установке, но их скульпторы уже убрали.
Обсуждение проекта памятника будет продолжаться. Кроме самой скульптуры инициаторы проекта также обговаривают и композиционное оформление: барельефы, трансляция на стене морвокзала фотографий и документальных фильмов, включая знаменитые «За полтора часа до объятий».
Также напомним, что накануне обсуждения проекта памятника гарпунерам во Владивостоке произошел акт вандализма: неизвестные разрисовали китенка, установленного в фонтане в сквере на Второй речке. К глазам скульптуры дорисовали «кровавые слезы», а на правом боку появилась надпись «Памятник китобою». Позднее работники «Муниципального предприятия содержания дорог и благоустройства» закрасили рисунки и надписи. VL.ru
Добавить комментарий