Центробанк призвал страховщиков активнее продавать электронные полисы ОСАГО
Департамент страхового рынка ЦБ уведомил Российский союз автостраховщиков (РСА) о необходимости поэтапного перехода всех членов профобъединения к предоставлению услуги заключения договора ОСАГО в электронном виде. Как следует из письма ЦБ от 15 февраля (есть в распоряжении «Ъ»), начиная с 5 марта компании должны представить в Центробанк сведения «об оказании услуги заключения договоров ОСАГО в электронном виде; о мерах, направленных на ускорение внедрения услуги». В таблице, которую прилагает ЦБ, компании должны отчитаться о количестве действующих договоров ОСАГО и их доле, заключенной онлайн. Об этом передает ДВ-РОСС.
По сведениям «Ъ», эта тема недавно обсуждалась представителями рынка с первым зампредом ЦБ Сергеем Швецовым. Как рассказывает один из участников встречи, «пока этот только вопрос мониторинга, деталей поэтапного перехода на всеобщую электронизацию ОСАГО нет».
По статистике РСА, в настоящее время возможность оформить электронный полис ОСАГО предлагают 14 страховщиков из 81 действующего члена союза. Компании запустили онлайн-продажи ОСАГО с 1 июля 2015 года. Как говорят в союзе, всего таким образом уже оформлено более 37 тыс. полисов. Ежедневно онлайн заключается около 2% сделок по ОСАГО. Электронный полис должен устранить дефицит страховок в регионах. По данным ЦБ, жалобы на проблемы с покупкой полиса по итогам четвертого квартала 2015 года составили 15% случаев в общем числе претензий граждан к страховщикам ОСАГО. Неофициально на рынке говорят, что особой популярностью электронные полисы пользуются в убыточных для страховщиков регионах, лидером по убыткам является Краснодарский край. «Страховщики медлят в деле подключения онлайн-продаж по этой причине, — говорит информированный собеседник «Ъ» на рынке. — Убытки по ОСАГО уже перекрыли прошлогоднее повышение тарифов, никто в них не закладывал рост курса доллара».
Страховщикам инициатива ЦБ откровенно не нравится. Официально компании говорят о невозможности проконтролировать качественное исполнение услуги по ОСАГО в электронном виде. По словам заместителя главы «Ингосстраха» Ильи Соломатина (компания не стала запускать онлайн-продажи), «есть ряд объективных обстоятельств, которые тормозят распространение электронного полиса, — это доступность канала продаж услуги: не везде есть Интернет и отсутствует синхронизация базы ГИБДД с базой РСА для проверки таких полисов в регионах».
По мнению первого зампреда СОГАЗа Николая Галушина (его компания также не продает ОСАГО онлайн), предложение электронных полисов должно быть правом, а не обязанностью страховщика. «Это связано и с невозможностью урегулировать убытки в ряде случае, — говорит он. — Представьте, что маленькая компания в Москве продает онлайн-полисы, ее продукт покупает автовладелец во Владивостоке, при этом непонятно, как она будет урегулировать убытки по этой страховке». Как указывает страховщик, пока есть только функция продажи ОСАГО, но нет возможности проверки предоставленных данных для заключения полиса плюс невозможно проверить электронный полис. «Мы принимаем активное участие в процессе внедрения электронного ОСАГО и ожидаем отрегулированной технологии этого процесса, чтобы в него встроиться», — сообщил «Ъ» господин Галушин.
Татьяна Гришина, «Коммерсантъ»
Добавить комментарий