Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) обязал Россию выплатить 32 тыс. евро бывшему вице-мэру Магадана Игорю Овчинникову за то, что он два года терпел пытки
Это время господин Овчинников провел в тюрьме, находясь под следствием по обвинению в получении взятки, и именно условия содержания в СИЗО были признаны в Страсбурге пытками и бесчеловечным обращением по меркам цивилизованного общества.
Напомню, Игорь Овчинников лишился своего поста и из кресла вице-мэра Магадана угодил в тюрьму ещё в декабре 1999 года. Тогда сотрудники ФСБ взяли его с поличным при получении взятки. Через год с лишним, в апреле 2001-го, Магаданский облсуд приговорил его к 8 годам лишения свободы, а Верховный суд утвердил это решение в ноябре того же года. Пока шло следствие и суд, г-н Овчинников «мигрировал» из камеры в камеру в СИЗО 49/1 Магадана, где и претерпел все то, что позже описал в поданной в ЕСПЧ жалобе. Собственно, описание это он и сделал «покамерно». Вот как это отражено в постановлении ЕСПЧ.
Камера №38 — в ней г-н Овчинников провел первый месяц заключения. Площадь 25 кв. м. Рассчитана на девять персон, но в ней одновременно находилось 17-19 человек. Поскольку число кроватей было ограничено, заключенные спали по очереди. В частности, черед чиновника наступал в четыре утра. Но заснуть толком все равно не удавалось, так как телевизор работал круглые сутки, а свет в камере никогда не выключался. Кроме того, будучи окруженным заядлыми любителями табака, г-н Овчинников сам был вынужден стать пассивным курильщиком. Вентиляции в камере не было, а зимой в ней было очень холодно, так как из-за плохого воздуха окно вынуждены были держать постоянно открытым. Свежее постельное белье не выдавалось, камера была заражена клопами и никакими специальными средствами не обрабатывалась. Туалет помещался в углу, в непосредственной близости от жилой зоны и при этом не был отгорожен. В итоге тот, кто пользовался туалетом, находился в поле зрения остальных сокамерников и охранников, следивших за порядком через глазок в двери.
Камера №77 от предыдущей отличалась еще меньшими размерами — всего 20 кв. м, и в ней было 13 постояльцев, хотя рассчитаны эти «апартаменты» были на восьмерых. Очередь спать у г-на Овчинникова наступала в девять утра. Сокамерники били и унижали его. Там заключенный провел неделю, а потом переехал в следующую камеру — №6. Здесь чиновник прожил несколько месяцев — с конца февраля до конца июля 2000 года. На 14 кв. м помещались две кровати и трое заключенных. По словам г-на Овчинникова, эта камера предназначалась для нарушителей тюремного порядка. В ней было очень мало света, а сильный смрад, исходивший от расположенного рядом гаража, причинял постоянное беспокойство и головные боли.
Камера №45 — была еще меньше, площадью 9,5 кв. м. Этот «двухместный номер», по рассказам бывшего вице-мэра, также был постоянно перенаселен. Из нее г-н Овчинников переехал в камеру №76 площадью 7,14 кв. м и тоже битком набитую. За этой камерой последовали еще несколько — под номерами 70, 76, 1, 3 и 36. Последняя была самой маленькой — 7,7 кв. м. Именно из нее г-н Овчинников лишь в августе 2003-го — более чем через полтора года после вступления приговора в силу — отправился отбывать наказание в колонию, расположенную в посёлок Уптар Магаданской области.
Что я могу сказать ещё по поводу этой шокирующей информации? Только то, что мы её узнали потому что Игорь Овчинников очень состоятельный человек и сумел найти большие средства на адвокатов, которые довели его дело до Европейского суда. А другие узники камер магаданской тюрьмы, видимо, не имеют такой возможности и порядки там царят прежние.
Imagadan, 19.06.10
http://imagadan.livejournal.com/166425.html.
———
Постановление Европейского Суда по правам человека по делу «Овчинников против России» (Ovchinnikov v. Russia)
(жалоба N 9807/02)
Краткое изложение обстоятельств дела и существа жалобы.
Заявитель – Игорь Овчинников – гражданин Российской Федерации 1967 года рождения, в настоящее время проживающий в городе Санкт-Петербурге. Заявитель, ранее замещавший должность заместителя мэра города Магадан, в апреле 2001 года был осужден за взяточничество и приговорен к отбыванию наказания в виде восьми лет лишения свободы. На основании статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (право не подвергаться пыткам, бесчеловечному или унижающему достоинство обращению) он обратился в Европейский Суд по правам человека с жалобой на плохие условия содержания под стражей в городе Магадане в период с декабря 1999 года по август 2003 года.
Резолютивная часть решения: нарушение статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (право не подвергаться бесчеловечному или унижающему достоинство обращению).
Справедливая компенсация: 32000 евро в возмещение причиненного неимущественного вреда.
Пресс-релиз подготовлен Секретариатом Европейского Суда по правам человека
Европейский Суд снова признает условия содержания под стражей в России бесчеловечными

Добавить комментарий