Предлагается расширить права российских полицейских, в том числе в применении оружия
Теперь, после некоторой шлифовки формулировок документ подготовлен к внесению Госдуму. Известно, что резонансный законопроект будет рассматриваться в Госдуме этим летом, возможно в июле. Его обсуждение прошло на Общественном совете при МВД с участием не только силовиков, но и адвокатуры, правозащитников, прессы. Интересно, что тональность обсуждения новаций заметно изменилась — возражений и неприятия стало меньше.
Права полиции предложено расширить в двух, так сказать, пунктах — увеличили количество случаев, когда можно без спроса заходить в частные жилые помещения и более свободно применять оружие. А по сути, авторы законопроекта решили превратить закон «О полиции» не в закостенелую догму, а в некий трансформер: дескать, мир меняется, и с этими изменениями должны меняться и правила полицейской «игры». Например, если есть твердая уверенность, что в некой квартире находятся вооруженные террористы, то почему бы туда не войти без согласия хозяев?
Одно из самых спорных предложений, внесенных в законопроект, — возможность разрешения стрелять в беременных женщин и подростков. Пока такая стрельба законом категорически запрещена без всяких оговорок. И вдруг такой поворот. Надо ли объяснять, что внесенные предложения вызвали бурные, мягко говоря, дебаты буквально во всех слоях общества. Расширение подобных полицейских прав многим не понравилось, что весьма понятно: звучали опасения, что сотрудники полиции начнут безнаказанно пулять куда ни попадя.
На самом деле все не так просто. С одной стороны, полицейские стали реже стрелять даже в ущерб собственной жизни — они опасаются быть обвиненными в неправомерном применении оружия. Каждый выстрел прокуратура пристально расследует.
Законопроект увеличивает число случаев, когда полицейские могут без спроса хозяев войти в их жилье
В итоге ежегодно гибнут около двух десятков полицейских (без учета потерь в «горячих точках»). Достаточно вспомнить зарезанного в прошлом году в Москве сержанта, бросившегося в одиночку в погоню без оружия за двумя бандитами. При этом никто из его товарищей эту самую погоню не поддержал — открывать огонь, дескать, не рекомендовалось. Кстати, начальник столичного полицейского главка Анатолий Якунин эту порочную практику решил резко поломать. На базе управления Западного административного округа Москвы он создал принципиально новую систему боевой подготовки сотрудников полиции, прежде всего патрульных. Самое главное, чему там учат, эффективному и абсолютно законному применению оружия.
Законопроект расширяет возможности применения оружия. И в этом вопросе позиция оппонентов законопроекта стала менее жесткой. При обсуждении на Общественном совете при МВД известный адвокат Генри Резник. не скрывал, что ему многое не нравится в подготовленных поправках в Закон «О полиции». Но и с абсолютными запретами на стрельбу он тоже не может согласиться.
Он напомнил, что террористы готовы превратить в смертников кого угодно — есть психотехнологии. И полицейскому, не дай Бог, придется выбирать: застрелить беременную фанатичку с бомбой или обкуренного недоросля с килограммами тротила, но при этом спасти жизни десяткам людей. Или следовать прописанным правилам.
Вот свежий пример — обезвреживание няни-убийцы в Москве, размахивавшей отрезанной головой 4-летней девочки возле станции метро. По всем канонам спецопераций, в том числе израильских, ее надо было расстреливать сразу же, как только она прокричала свои экстремистские лозунги. Но по нашему закону нельзя. Поэтому полицейским пришлось сначала эвакуировать и оцеплять близлежащую территорию, а затем один из сотрудников сбил убийцу с ног и накрыл своим телом, готовясь принять возможный взрыв на себя — есть оперативное видео.
В изменения Закона «О полиции» могут попасть и предложения для знаменитого управления «К», которое расследует преступления в сфере высоких технологий. Возможно, у них появится больше полномочий в контроле аккаунтов, электронной почты, в блокировке сайтов. Пока такие возможности обсуждаются и еще не ясно, появятся ли они в законопроекте.
Изменения коснутся и обычных патрулей. Полицейским патрулям хоть пешим, хоть мобильным придется переквалифицироваться в спецназовцев. Возможно, вскоре даже сотрется различие между этими подразделениями. Это жизненная необходимость: уличные банды уже перестали быть обычной шпаной, а превратились в профессиональных уголовников или террористов и обезвреживать их должны тоже профи.
Кстати
По мнению членов Общественного совета при МВД России, Закон «О полиции» может быть дополнен предложениями о выборности некоторых должностных полицейских лиц. Выбирать пусть не везде, а хотя бы в некоторых регионах для эксперимента. Пять лет назад эту идею, что называется, задробили. Но местным властям разрешено заниматься охраной общественного порядка. Так почему бы населению не выбирать муниципального помощника начальника полиции?
Добавить комментарий