Активисты ОНФ предлагают создать антирейтинг заказчиков в сфере госзакупок
«Фронтовики» считают, что это станет действенной мерой в рамках дальнейшего развития института общественного контроля госзакупок в стране. За нее высказались 51% опрошенных экспертами ОНФ и Высшей школы экономики активистов. Также 42% высказались за введение обязанности заказчика оперативно и содержательно реагировать на предложения общественников по закупкам.
«Таким образом, мы видим, что по мнению большинства опрошенных активистов для повышения эффективности общественного контроля за закупками необходимо создание публичного антирейтинга заказчиков в контексте результатов проведенной общественниками работы и достигнутых результатов. Относительно низкая, по сравнению с этим, оценка привлекательности идеи обязательного реагирования заказчиков на обращения активистов связана с отражением субъективного опыта. А он, как показало наше исследование, достаточно негативный. Почти четверть опрошенных добровольцев не получили от заказчика объяснений на свой запрос по закупкам, замечания и предложения 18% контролеров в рамках общественного обсуждения закупки были полностью проигнорированы. Инициативы 15% контролеров заказчик рассмотрел, но, в итоге, не учел», – отметил эксперт ОНФ, первый проректор НИУ ВШЭ Александр Шамрин тему на дискуссионной площадке «Госзаказ в новых экономических условиях» в рамках Всероссийского Форума -выставки «ГОСЗАКАЗ — ЗА честные закупки».
Также опрос активистов показал, что сегодня заказчики реже допускают явные промахи при совершении необоснованных закупок. При этом нарушения в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд и способы их маскировки стали более профессиональными и изощренными. По данным опроса, чаще всего активисты сталкивались с «заточкой» закупки под конкретного поставщика через установление необоснованных ограничений или излишних требований (60% респондентов), на втором месте – закупка некачественных товаров, работ, услуг исключительно для освоения бюджетных средств (34%), примерно одинаковы по частоте упоминания – сговор поставщиков с целью не допустить победы конкурентов и нечестная оценка заявки поставщика на этапе определения поставщика (28% и 27% соответственно).
В 2014 году по результатам подобного же исследования, проведенного ВШЭ, среди наиболее распространенных случаев недобросовестной конкуренции на торгах респонденты отмечали ограничение допуска поставщика к участию в торгах и сговор заказчика с поставщиком, а также нечестную оценку заявки поставщика на этапе определения поставщика и сговор поставщиков. Значит, проблема сговора заказчика и поставщика по-прежнему является ключевой для общественного контроля.
О закупках предметов роскоши в качестве наиболее распространенного вида нарушений упоминали только 20% активистов. Это, по словам экспертов ОНФ, свидетельствует о том, что тема приобретения люксовых автомобилей, роскошной мебели, а также дорогих подарков постепенно уходит из повестки дня, уступая место теме обеспечения конкуренции и равного участия в закупках.
Опрос общественников показал и тот факт, что большую заинтересованность в 2015 году они проявляли к общественному обсуждению крупных закупок, которые осуществляет заказчик на уровне своего города (22% активистов), 13% – на уровне региона, и только 5% граждан интересовались закупками федеральных заказчиков.
Таким образом, по словам заместителя председателя думского комитета по экономической политике, члена рабочей группы ОНФ «Честная и эффективная экономика» Виктора Климова, людям становится ближе тематика «местных» закупок, которая позволяет непосредственно участвовать в решении проблем своего города или района.
«Мы полагаем, что этот опыт необходимо использовать для перехода от практики обсуждения исключительно дорогих закупок в пользу расширения сферы обсуждения муниципальных закупок по так называемой народной номенклатуре объектов – коммунального благоустройства и инфраструктуры, услуг населению, обеспечение деятельности местных органов власти. При этом критериями вынесения тендера на общественное обсуждение должны стать не только стоимость закупки, но и ее социальная значимость», — отметил Виктор Климов.
Добавить комментарий