В забайкальском Краснокаменске построят крупный гидрометаллургический завод
ООО «ТриАрк Майнинг», СП группы ИСТ (50% плюс одна акция) и «Ростеха» (25% плюс одна акция), определилось с площадкой своего гидрометаллургического производства, где планируется перерабатывать руды редкоземельного Томторского месторождения (запасы — 154 млн т руды с содержанием ниобия, иттрия, скандия и тербия). Гендиректор принадлежащего СП Краснокаменского гидрометаллургического комбината Александр Зарубин подписал с главой администрации забайкальского Краснокаменска Юрием Диденко соглашение о размещении производства стоимостью $110 млн (7,8 млрд руб.) и мощностью на 150 тыс. т руды в год. Об этом сообщили администрация города и работающее там Приаргунское производственное горно-химическое объединение (ППГХО, входит в АРМЗ «Росатома»). Краснокаменский меткомбинат уже арендовал у города и ППГХО 130 га с производственной инфраструктурой.
В ИСТ и «Ростехе» «Ъ» подтвердили подписание соглашения. Комбинат планируется вывести на производственную мощность в 2021 году. ППГХО отмечает, что прорабатывается вопрос участия в проектировании ВНИПИпромтехнологии АРМЗ. Но до этого должна завершиться разведка на Томторе и анализ руды, указывают в ИСТ, «технологическая схема и схема переработки будут разработаны уже после». Принадлежащее «ТриАрк Майнингу» ООО «Восток Инжиниринг», владеющее лицензией на Томтор, должно завершить разведку в 2018 году.
Как писал «Ъ», «ТриАрк Майнинг» планирует вложить около $1 млрд в разработку Томтора, отработку отвалов монацита в Красноуфимске и создание гидрометаллургического завода мощностью 4,5 тыс. т феррониобия и 10 тыс. т оксидов РЗМ (РЗО) в год. По данным US Geological Survey (USGS), в 2015 году выпуск РЗО в мире составил 124 тыс. т, из которых 105 тыс. т пришлось на Китай (он же крупнейший потребитель с 98 тыс. т). В отрасли происходят изменения, отмечает USGS: в КНР идет консолидация производства в руках шести крупнейших игроков, а взамен экспортных квот власти страны устанавливают пошлины на добычу, привязанные к рыночной стоимости РЗМ.
Инвестиции СП назывались еще в 2013-2014 годах — до девальвации рубля, но, по данным «Ъ», в затратах велика валютная составляющая из-за закупки оборудования за рубежом. В ИСТ не исключают и возможность переработки отвалов моноцита в Краснокаменске, но все будет зависеть от технологии, детали финансирования не раскрываются. Источник, близкий к акционерам проекта, в феврале рассказывал «Ъ», что проект вызывает серьезный интерес у банков, фондов, «зарубежных инвесторов», но акционеры не готовы пускать последних — в том числе из-за идеологии импортозамещения. Другой источник «Ъ» говорит, что твердых договоренностей по финансированию нет, пока инвестируются средства акционеров.
Тем временем состав участников проекта продолжает меняться. Как следует из данных ЕГРЮЛа и Kartoteka.ru, экс-замминистра связи Денис Свердлов и партнер «Ростеха» по ряду проектов Сергей Адоньев вышли из «ТриАрк Майнинг», их пакеты (в сумме 24,99%) выкупило ООО ПСК Владислава Ресина. В фонде Decerno, представляющем интересы господ Адоньева и Свердлова, заявили, что фонд «не позиционировал себя долгосрочным инвестором и вышел с прибылью». Господин Ресин владеет около 68% петербургского ОАО «ВНИИ галургии», которое разрабатывало проекты для крупных производителей удобрений — «Уралкалия», «Сильвинита» и других. Адрес ВНИИ совпадает с адресом золотодобывающей Polymetal, 21% которой принадлежит ИСТ. Связаться с господином Ресиным вчера не удалось, в ИСТ и «Ростехе» не комментируют изменения в СП. Но источники «Ъ», знакомые с ситуацией, называют Владислава Ресина «дружественным ИСТ инвестором». «Ростех» увеличивать свой пакет не планировал, добавляют они.
Анатолий Джумайло, «Коммерсантъ»
Добавить комментарий