«Автоюристы – причина высокой убыточности в ОСАГО»
В структуре выплат по суду лишь 57% приходится на компенсацию клиенту, оставшиеся 43% (восемь млрд руб.) достаются автоюристам, уверяет РСА. Это означает, что если суд постановил выплатить водителю, например, 50000 руб., то на руки автовладелец получит примерно половину от этой суммы, остальное часто достается посреднику, объясняет президент РСА Игорь Юргенс. Статистика РСА основана на данных, которые союз регулярно собирает со страховщиков ОСАГО, говорит представитель союза.
Автоюристы выкупают права требования у страхователей на месте ДТП, рассказывает вице-президент РСА Сергей Ефремов. Часто они подделывают доверенности по уступке прав, 15–20% таких договоров оказываются фальсификацией, продолжает он.
«Доля выплат автоюристам за последние пять лет увеличилась почти в три раза. В 2011 г. автоюристы получали 15% от судебной страховой выплаты», – переживает Юргенс. А только за 2015 г. доля выплат им выросла на треть – с 33 до 43%. Есть разные участники рынка, возражает гендиректор юридической компании «Главстрахконтроль» Николай Тюрников. В его компании используется регрессивная шкала: чем больше размер ущерба, тем меньше доля юриста в выплате – в среднем от 5% до 30% от суммы.
Автоюристы – причина высокой убыточности в ОСАГО, страховщики уходят из регионов из-за того, что автоюристы разоряют компании, жалуется Юргенс. В некоторых регионах из-за убыточности страховщики уже начали придерживать продажи ОСАГО, сообщил Жук. В качестве примера он привел Краснодарский край. Но он склонен считать, что это скорее экономическая целесообразность и попытка минимизировать расходы.
Число судебных разбирательств постепенно снижается: еще в 2014 г. страховщики платили на 25% больше, или 24,6 млрд руб. Причина – введение единой методики оценки ущерба (ей должны следовать все страховщики, эксперты-оценщики и суды при определении размера выплаты), считает Юргенс.
На снижение доли судебных выплат повлияло сокращение числа договоров в ОСАГО – клиенты стали отказываться от полисов, добавляет Тюрников. Единая методика оценки ущерба сработала на снижение исков против страховщиков, но гордиться здесь стоит осторожно, говорит он: «Методика – узаконенный способ для страховщиков недоплачивать клиентам, так как ограничивает возможности оспаривать размер выплаты, если расхождения в расчетах независимой экспертизы и экспертизы страховщика составляют менее 10%». Если клиент на полученные деньги не может отремонтировать машину, то существование ОСАГО для него бессмысленно, заключает Тюрников. Автоюристы появились после долгих нарушений прав автовладельцев, напоминает он: мотивация большинства людей – получить полноценную выплату, а не наживу.
Мошенничество в автостраховании – это уже не теория, а практика, признает директор департамента страхового рынка ЦБ Игорь Жук. Но сейчас отсутствует статистика таких злоупотреблений, данные РСА, по его словам, ЦБ считает экспертной оценкой. «Когда мы запрашиваем подробные данные <...> мы получаем их годами, и пока нам нечего предъявлять судам», – говорит он.
Источник — «Ведомости»
Добавить комментарий