Лавров: Россия примет меры, если военная инфраструктура НАТО приблизится к ее границам
Москва оставляет за собой право принять ответные меры в случае вступления Швеции в НАТО. Об этом заявил глава МИД РФ Сергей Лавров в интервью шведской газете Dagens Nyheter.
«Принципиальное значение имеет понимание военных доктрин друг друга, диалог о которых велся в рамках Совета Россия — НАТО и был весьма полезен, поскольку было понятно, кто что хочет», — отметил министр, передает ДВ-РОСС со ссылкой на ТАСС.
«Мы всегда предупреждали, что, проводя линию на бесконечное расширение альянса на восток (при том, что это право каждой страны выбирать себе форму обеспечения безопасности, будь то двусторонние или многосторонние союзы), нужно понимать, что, если военная инфраструктура будет приближаться к российским границам, то мы, естественно, будем принимать необходимые военно-технические меры», — подчеркнул Лавров. «Как говорится, «ничего личного — чистый бизнес», — добавил он.
«Нам все время говорили, что никакого намерения принимать какие-то меры в ущерб безопасности России у НАТО нет, — обратил внимание глава МИД РФ. — Однако, если нет намерений, а инфраструктура прямо «у нашего порога», то отталкиваться, наверное, придется не от намерений, а от того, что мы видим своими глазами».
«Это не моя работа, это работа наших военных — Министерства обороны и Генерального штаба России. Когда они видят какой-то потенциал по ту сторону наших рубежей — прямо у границы или чуть подальше от границы, то знают, что это за потенциал на самом деле, что можно от него ожидать в случае, если НАТО вдруг решит, что нас надо сдерживать «горячим» образом», — отметил Лавров.
«Когда сейчас говорят, что Россия стала опасно действовать вблизи НАТО, я считаю, что это просто нечистоплотная попытка поставить все «с ног на голову», — отметил Лавров. — Получается, что, расширяясь все больше, Североатлантический альянс все плотнее приближается к нашим границам. Альянс уже нарушил Основополагающий акт 1997 года, где сказано, что не должно быть постоянного размещения существенных боевых сил на территории новых членов».
Вместе с тем глава МИД РФ подчеркнул, что в последнее время альянс переживает серьезные перемены.
«Когда в прошлые годы у нас было партнерство, доверие и не было никаких попыток рассматривать друг друга как «угрозу», это одно НАТО. Очевидно, что сейчас НАТО другое, хотя у него идет, я бы сказал, такая «ломка»: они пытаются выглядеть респектабельно, но не у всех получается», — пояснил министр.
РФ и Европа
Лавров также заявил, что Россия не заинтересована в нагнетании какой-либо конфронтационной военной деятельности в Европе.
«В целом, если говорить о военной деятельности в Европе, прежде всего в контексте отношений между Россией и НАТО и нейтрального статуса Швеции, то мы не заинтересованы в нагнетании какой-либо конфронтационной военной деятельности», — отметил министр.
Он напомнил, что у России был ряд договоренностей с альянсом, «двусторонние военные проекты» с северными соседями, включая Швецию. «В этой работе мы всегда исходили из важности мер доверия, транспарентности», — добавил Лавров.
О русофобском меньшинстве НАТО
По мнению министра, русофобское меньшинство хочет объединить НАТО на антироссийской основе, представляя Россию угрозой всему миру.
«НАТО, задолго до событий на Украине, хотело оставить себе свободными руки для того, чтобы двигаться вплотную к нашим границам, — отметил он. — Рассчитывать на то, что мы будем этому аплодировать, думаю, не должен ни один вменяемый военный или политик. Отвечаем мы абсолютно адекватно и пропорционально».
Он добавил, что это необходимо для обеспечения готовности Москвы к любому развитию ситуации, «учитывая что сейчас русофобское меньшинство в НАТО после того, как Альянс попытался найти смысл своего существования в афганской кампании и не смог этого сделать, хочет помочь его объединить уже на сугубо антироссийской основе, представляя Россию угрозой всему и вся».
«НАТО — это реальность, мы готовы вести с Альянсом диалог, — сказал Лавров. — У нас была развернутая, многоплановая совместная Программа действий по многим вопросам, включая ключевую проблему современности — борьбу с терроризмом. Десятки мероприятий, совместные штабные учения «на земле», на море, в воздухе были запланированы для более эффективного совместного противодействия террористам и экстремистам».
«Все это закрыто исключительно по идеологическим соображениям, прекращены любые практические совместные проекты, в том числе подготовка кадров для сил безопасности Афганистана, включая оснащение афганской армии боевыми вертолетами, которые им нужны обязательно российского производства», — заключил министр.
Об отношениях Швеции и РФ
Если глава МИД Швеции считает, что отношения с Россией сейчас прохладные, то «надо форточку закрывать, чтобы не дуло со стороны тех центров, где генерируется русофобия», заявил Лавров.
«Наша позиция очень проста: мы никогда не обижаемся в нашей внешнеполитической деятельности, с пониманием относимся к тем обстоятельствам, которые наши шведские коллеги сейчас приводят в качестве основания своей позиции, — отметил министр. — Если Маргот Вальстрем считает, что отношения самые прохладные, так надо форточку закрывать, чтобы не дуло со стороны тех центров, где генерируется русофобия».
Глава МИД РФ подчеркнул также, что «нужно вернуться к своим коренным национальным интересам с обеих сторон». «Мы никогда не отходили от этой позиции, всегда видели в Швеции доброго соседа, хорошего и перспективного партнера в самых разных областях — в экономике, гуманитарных делах, в Арктике, в международных процессах, где Швеция играет достаточно активную роль, — подчеркнул министр. — Такой же настрой был на шведской стороне».
Лавров напомнил, что с 2009 по 2011 годы между двумя странами «был подъем контактов, политического диалога». «Все это было остановлено шведскими коллегами, мы не проявляли никакой инициативы, — отметил министр. — Со стороны Стокгольма было объявлено о заморозке контактов и присоединении, естественно, к санкциям ЕС». Далее, продолжил Лавров, Стокгольм «пошел еще дальше: заморозил контакты по линии парламентов, резко сократил взаимодействие между министерствами и ведомствами даже по текущим, повседневным вопросам».
«Как следствие, наш товарооборот упал, если не ошибаюсь, на 45%, хотя по-прежнему является достаточно внушительным, — заметил глава МИД РФ. — Однако ясно, что он далек от существующего между двумя странами потенциала».
О Литве в НАТО
Литва, по словам Лаврова, Литва стала самой агрессивной русофобской страной в НАТО.
«После того, как они (страны Балтии — прим. ТАСС) стали свободными, как они считают, и независимыми, провозгласив все необходимые решения о своем суверенитете, подчеркну, в отсутствие какой-либо попытки со стороны Москвы затянуть их назад, тем более применив против них силу, они стали рваться в НАТО, — напомнил министр. — Наши отношения с НАТО в 90-е годы развивались достаточно конструктивно».
«Мы у наших натовских коллег спрашивали, зачем они хотят принимать Прибалтику, — продолжил глава МИД РФ. — Нам отвечали, что у них (у прибалтийских стран) сохранились всякие фобии еще с советских времен и периода Первой мировой войны, когда все это начиналось. В альянсе выражали понимание, что современная Россия для них (для прибалтийских стран) никакой угрозы не представляет, но у них, мол, психология такая: их примут в НАТО и они успокоятся, все будет мирно, конструктивно и только поможет развивать добрые отношения».
«Их приняли в НАТО, но никакого успокоения не пришло, особенно к нашим литовским соседям», — констатировал Лавров.
Более того, «сейчас они являются самым агрессивным русофобским ядром, которое заставляет НАТО, используя принцип консенсуса, идти по устойчивому антироссийскому курсу». «И это никак не связано с русскоязычным населением. Например, когда произошло обретение независимости этими странами, у нас были проблемы, которые мы решали исключительно дипломатическим путем, например, с Латвией и Эстонией, где огромная доля населения не получила права граждан, — пояснил Лавров. — В Литве гражданство получили все. Поэтому к литовцам у нас вообще никаких вопросов не было». Москва планировала сотрудничать, активно прорабатывала планы, в том числе по транзиту в Калининград, по совместному освоению экономических проектов.
«Но Литва почему-то оказалась самой русофобской страной в Балтии. Не буду комментировать личные особенности ее руководителей», — сказал глава дипведомства РФ.
Добавить комментарий