Фильм Клода Лелуша «Мужчина и женщина» показали на спецсеансе Каннского кинофестиваля
Специальный сеанс Каннского кинофестиваля был посвящен ленте режиссера и сценариста Клода Лелуша «Мужчина и женщина» (Un homme et une femme, 1966).
«Я никогда не думал, что пятьдесят лет спустя буду снова смотреть свой фильм на Каннском фестивале», — сказал постановщик, которому в момент создания картины было 28 лет, передает ДВ-РОСС со ссылкой на ТАСС.
Реставрированная копия
Включенный в мае 1966 года в последний момент в конкурсную программу Каннского фестиваля фильм Лелуша завоевал высшую награду — «Золотую пальмовую ветвь».
«В действительности погода непредсказуема», — этой творческой заповеди Лелуш особенно прилежно следовал в своей кинопритче. Фабулу ленты он придумал несколькими месяцами раньше на знаменитых нормандских пляжах.
История замысла
«Когда у меня возникают какие-либо проблемы, я всегда приезжаю в Довиль, — признался создатель картины. — И вот в ненастный осенний день иду по пляжу и вижу вдали женщину, показавшуюся мне необычайно красивой».
Режиссеру немедленно захотелось познакомиться с загадочной красавицей, которая прогуливалась по берегу вместе с маленькой девочкой: «Приближаясь к ним, я лихорадочно придумывал предлог для знакомства и так на ходу сочинил историю, которая потом легла в основу фильма».
Завершив сценарий, Лелуш вызвал телеграммой из Бразилии французского актера и музыканта Пьера Бару: «Приезжай, нужна музыка».
Бару привез босанову, исполнение которой стало отдельным эпизодом в фильме. Свою домашнюю заготовку предложил затем и композитор Франсис Лэй. Лелуш загорелся, только услышав главную мелодию. Автору пришлось сыграть ее еще два десятка раз и спеть вместе с режиссером.
Звездный час Анук Эме
«Вы не можете руководить актерами, если их не любите», — убежден создатель легендарной кинокартины. Поэтому на главные роли он выбрал исполнителей, к которым давно проникся доверием.
Образ главной героини постановщик предложил воплотить Анук Эме. К тому времени французская актриса, начавшая работать в кино в 14 лет, была уже звездой. Федерико Феллини, у которого она играла в двух культовых лентах «Сладкая жизнь» (La Dolce Vita, 1959) и «Восемь с половиной» (8 1/2, 1963), сравнивал ее с легендарными Гретой Гарбо и Марлен Дитрих.
Ее партнером в картине стал Жан-Луи Трентиньян, великолепный актер театра и кино, прошедший блестящую сценическую школу у театрального педагога русского происхождения Татьяны Балашовой. «Обаяние — это то, что не передается словами», — считает Лелуш. В своем — подчас безмолвном — дуэте с Эме Трентиньян по-настоящему виртуозен.
Сюрприз в финале
Фильм был готов в рекордные сроки: месяц подготовки, три недели съемок и три недели монтажа. Последнюю сцену режиссер придумал уже во время съемок, решив, что в конце картины вновь соединит своих героев. Удивление на лице Анук в финальной сцене было поэтому подлинным: она не была посвящена в замысел, и появление в этот момент на съемочной площадке Трентиньяна стало для нее сюрпризом.
Наряду с главным призом Каннского фестиваля в 1966 году фильм Лелуша получил в следующем году сразу две премии «Оскар» в США («Лучшая иностранная картина» и «Лучший сценарий»).
Роман с советским кинематографом
Успех ждал картину и в Советском Союзе, где ее выпустили в прокат в 1968 году. Ее посмотрели почти 28 миллионов зрителей. Впрочем отношения французского режиссера с советским кинематографом были давними и взаимными.
В начале карьеры Лелуш, в то время оператор французской кинохроники, оказался на студии «Мосфильм» в момент съемок ленты «Летят журавли». Он был поражен лиризмом интонации и творческими новациями фильма Михаила Калатозова и решил обязательно перейти в игровое кино.
Маршрут всех влюбленных
Влюбленные со всего света вот уже несколько десятилетий приезжают в Довиль, чтобы побродить по тем местам, где встретились герои культового фильма Лелуша. Его именем названа городская площадь. В следующем месяце торт, украшенный 50 свечами, будет ждать режиссера в другом нормандском городе — Кабуре. Картина будет показана там на Днях романтического кино.
Добавить комментарий