Камчатка: берёзовый йети — на страже заповедного леса

Фото А. Зудкина
Деревянный «инспектор», или березовый йети, встречает посетителей Кроноцкого государственного природного биосферного заповедника на берегу реки Шумной. Ствол высохшего дерева по форме удивительно напоминает мужскую фигуру. Этот объект открыл коллекцию необычных скульптур природного происхождения, формирование которой началось в особо охраняемой природной территории, сообщили ДВ-РОСС в заповеднике.
Темная узловая фигура в прозрачном березняке сразу приковывает внимание, и в первые секунды способна сильно напугать. Особенно если идёшь один и не ожидаешь встреч. Как бы вскинутая с требованием предъявить документы правая «рука», и немалый «рост» — под 3 метра. Причудливо высохшая береза, по рассказам научных сотрудников заповедника, напоминает то таинственного хранителя леса, то бегущего лыжника. На должности внештатного скульптора трудилась природа, и она оставила большой простор для фантазии потенциальных зрителей.

А эту лесную «нимфу» орнитолог Кроноцкого заповедника разглядел и запечатлел у ручья Гольцова, на мысе древних стоянок.
В противовес артефактам, то есть творениям рук человеческих, ставят натур-факты. Природные скульптуры часто относят к разряду памятников природы, памятников геологического содержания, или в категорию природно-культурного наследия. На территории Кроноцкого заповедника таких уникальных объектов несколько. Одни изваяния из дерева, камня, песка и других материалов уже широко известны, другие по разным причинам до сих пор оставались в тени.

Например, горячо любимы учёными и гостями Южно-Камчатского заказника Кутхины Баты — причудливое обнажение пемз в 4 километрах от истока реки Озёная. По легенде, это лодки (похожие на долблёнки или индейские пироги), поставленные здесь мудрым вороном Кутхом для просушки, и забытые им на берегу.
Со скалистым островком «Сердцем Алаида» связано романтическое предание. Он ввформе сердечка находится на Курильском озере в Южно-Камчатском заказнике федерального значения. Вот что в свое время писал об Алаиде С.П. Крашенинников:
«Когда-то на месте озера возвышалась высокая гора, такая высокая, что закрывал для соседних гор солнце, тем самым вызывая их негодование и возбуждая частые ссоры. Наконец, они надоели настолько, что «Высокая гора» поднялась и ушла в Охотское море, а на её месте образовалось озеро, в котором она оставила свое сердце. По следу, оставленному горой и потекла к морю река Озёрная».
А вот каменный «Монах» — скала, по форме напоминающая священнослужителя в капюшоне, пока ведёт уединенное «существование». Впрочем, как и полагается истинному отшельнику. Скала находится чуть в стороне от основной тропы по пути от полевого стационара «Глухой» к кордону Долина гейзеров.

Многие из причудливых творений природы издревле являлись объектом поклонения у коренных народов Камчатки. Например, аппапель — в Кроноцком заповеднике этот памятник историко-культурно наследия представлен огромной челюстью кита, врытой на песчаной косе неподалеку от Камня Козлова.
В фото-коллекции природных скульптур найдут своё место и изваяния недолговечные, но от этого не менее прекрасные. Какие-то из них живут лишь один сезон, какие-то вовсе — считанные минуты. Это хрупкие фигуры из снега, льда, минералов, глины, воды, и даже пара…
Грязевой котёл «Скульптор» в кальдере вулкана Узон создаёт удивительные глиняные розы. Каждые 3–4 секунды он рушит их, чтобы сотворить новые. Его сосед по кальдере — грязевой котёл «Художник» неустанно рисует на своей поверхности космические картины. Они складываются из концентрических кругов молочного, серого и чёрного цвета, которые рождаются из глубины и наползают друг на друга. И всё это творчество на пленере — под музыкальное сопровождение из бульканья и шипения.
Иллюстрации природных статуй и нерукотворных картин, а также их подробное описание будут постоянно пополнять коллекцию Кроноцкого заповедника, и скоро увидят свет в виде календаря или подарочных открыток.

Добавить комментарий