По стране драконов и фей, как именуют Вьетнам его жители и многочисленные туристы

У памятника основателю Ханоя
Об этой удивительной стране пишет в своих заметках корреспондент ИИ «ДВ – РОСС» Александр РЕДЬКИН.
В основании поэтического названия лежит старинная легенда, в которой говорится о том, как Красный дракон повстречал Птицу-феникса. Они сразу горячо полюбили друг друга и в результате брачного союза красавица Ау Ко родила от Лак Лонг Куана мешок, в котором находилось сто яиц. Первопредки будущих вьетнамцев сильно любили друг друга, но были вынуждены расстаться. Птица-феникс взмыла в горы, взяв с собой половину яиц, а остальные взял её супруг, отправившийся к морю. Так вьетнамцы разделись на тех, кто живёт в горах и на тех, кто живёт на низменности, побережье и островах.
Почему птица феникс снесла именно сто яиц, если в СРВ ныне проживают 54 народности, остаётся только догадываться, но изображения мифических «родителей» вьетнамцев можно встретить в храмах, на крышах старинных пагод, в музеях, магазинах и т.д. Так что «феи» и «драконы» там встречаются, действительно, повсюду.
ИСПОЛНЕНИЕ ДАВНЕЙ МЕЧТЫ
О Вьетнаме я наслышан с детства. Сначала это были красивые детские сказки. Потом, уже в школьные годы, ужасающие репортажи в газетах, журналах, по радио и телевидению из борющегося Вьетнама о зверствах американской военщины среди мирного населения, о выжженной напалмом земле, о сбитых вьетнамскими летчиками и зенитчиками американских самолётах и т.д. В годы службы в СА я служил с офицерами, которые перед этим побывали во Вьетнаме и оказывали там, как тогда говорили, интернациональную помощь, то есть, по сути, были военными советниками. Эти мужественные люди давали высокую оценку военному мастерству и умению воевать своих вьетнамских коллег.
В пору работы в Дальневосточном морском пароходстве я также неоднократно встречался с людьми, регулярно бывавшими в СРВ и отмечавшими постоянные успехи вьетнамцев в строительстве лучшей жизни. В результате этих усилий Вьетнам ныне теснит в своём экономическом развитии «азиатских тигров».
Но побывать в этой стране довелось только нынешним летом. Наш аэробус А-320 приземлился в аэропорту Ханоя, и мы ступили на землю Вьетнама, встретившего нас шелестом пальм и парящей духотой. Но в каком уголке Земли сейчас, спрашивается, можно скрыться от последней, если даже в Якутии температура воздуха достигает почти 40 градусов по Цельсию?
СЕРДЦЕ СТРАНЫ
Так по праву именуют столицу Вьетнама – Ханой. Этот город с четырёхмиллионным населением входит в тройку самых красивых городов Азии и в первую десятку самых «вкусных городов» мира, славящихся своими гастрономическими изысками.
Столица СРВ в нынешнем году отмечает своё тысячелетие. Город как следует готовится к празднованию этой даты. Он чистится, обновляется, строится, омолаживается, прихорашивается. На одной из основных улиц вдоль трассы, ведущей в аэропорт, тянется длинная подпорная стена, которая сейчас украшается яркой цветной мозаикой, в своих многочисленных картинках отражающей мифологию народа и историю страны и тысячелетнего города-юбиляра.
В Ханое несколько озёр. Но все дороги ведут к главной достопримечательности города — Озеру возвращённого меча, с которым связана одна из замечательных легенд. Вьетнам, как известно, почти целое тысячелетие отражал военные натиски со стороны Поднебесной. Вот и в ХV веке вьетнамцы на протяжении нескольких лет воевали с войсками императора из династии Мин. Но решающую победу они смогли одержать только благодаря полученному стоявшим во главе армии Ле Лоем, будущим императором Ле Тхай То, волшебному мечу. Этот меч и был возвращен духу Золотой черепахи по окончании войны во время одной из прогулок Ле Тхай То по озеру.
Об этом важном событии вьетнамцам и гостям столицы постоянно напоминают Башня Черепахи на одном из крохотных островков на Озере возвращённого меча и Храм нефритовой горы, возведённый на другом островке. Вход в Храм охраняют дракон и тигр. А в одном из зданий миниатюрного храмового комплекса можно увидеть чучело огромнейшей черепахи, которая, по преданию, и явилась к императору за оружием.
Сразу отмечу, что Озеро возвращённого меча – излюбленное место отдыха и пребывания местных жителей. В прохладной тени деревьев, окружающих озеро, имеющего форму почти правильного овала, от жары спасаются и ханойцы, и многочисленные туристы. Здесь же новобрачные, играющие свадьбу, стремятся запечатлеть важнейшее в их жизни событие. А рядом кипит будничная жизнь: разносчики предлагают воду и сувениры, зазывают пассажиров велорикши, по дорогам спешат по своим делам многочисленные байкеры и т.д. И за всем этим из сквера наблюдает запечатлённый в бронзовой статуе основатель Ханоя, император Ли Тхой То.
Побывать в Ханое и не посетить площадь Бадинь просто невозможно. Здесь 2 сентября 1945 года Хо Ши Мин зачитал Декларацию независимости, провозгласившую образование первого независимого государства в ЮВА — Демократической Республики Вьетнам и здесь ныне стоит мавзолей Хо Ши Мина. К мавзолею примыкают зелёные «рощицы», в которых так любил проводить время первый президент Вьетнама.
Другим символом Ханоя является Пагода на одной колонне – памятник зодчества ХI века. По преданию, основатель Вьетнама император Ле Тхай Тонг возвёл её в благодарность небу за то, что оно не оставило его молитвы о ниспослании ему, уже человеку в возрасте, сына-наследника. Эта пагода возвышается над лотосовым прудом и вся пропитана дымом ароматных палочек, которые молящиеся о ниспослании сына оставляют у алтаря. При мне люди подходили и ставили всё новые и новые палочки и читали молитвы.

В одном из двориков Храма литературы
Активно посещают туристы и местные жители и Храм литературы, возведённый ещё в 1070 году и считающийся первым вьетнамским университетом, Музей Хо Ши Мина, Музей истории Вьетнама, Музей изящных искусств, Этнографический музей, Кукольный театр на воде, бродят по 36 старым улочкам, где к их услугам магазинчики, в которых продаются картины, сувениры, одежда, ювелирные изделия, бижутерия, детские игрушки и прочее, тут же примостился под навесом рынок с различной плодово-овощной и морепродукцией, наведываются в многочисленные кафе, чтобы недорого и вкусно поесть и утолить жажду, устремляются в другие места, чтобы увидеть и оценить по достоинству все достопримечательности, которыми так богата столица Вьетнама.
Разглядывая панораму мегаполиса из окна высотной пятизвёздочной гостиницы и проезжая по улицам города в различных направлениях, обращаешь внимание на то, что Ханой растёт в высоту. Рядом с типичными для столицы и всей страны 3-4 этажными домами, в которых предпочитают жить и трудиться вьетнамцы, возводятся и 20-30-этажные здания из бетона и стекла.
Мой попутчик из Владивостока Владимир, приехавший в СРВ отдыхать вместе с семьёй, в своё время служил в Камрани и неоднократно бывал в Ханое, а последний раз – десять лет назад, оказавшись на улицах столицы, восхищённо воскликнул:
— Как похорошел и помолодел город! И насколько лучше и богаче стали жить ханойцы!
Вообще о Ханое можно рассказывать много и долго, но во Вьетнаме множество красивейших мест, достойных посещения.
ГДЕ ОПУСТИЛСЯ ДРАКОН

Залив Халонг - место, где опустился Красный дракон
Не только любой вьетнамец, но и человек, впервые посетивший эту страну, сразу же без подсказки узнает место, где Красный дракон опустился в воду после своего расставания с Ау Ко – птицей-фениксом. Ещё издали путешественники, подъезжающие на автобусе к Халонгу, могут воочию увидеть огромное скопление острых «шипов» и «гребней» различных размеров на спине этого чудища, возвышающихся над водной гладью Тонкинского залива. При приближении эти наросты уже оказываются высокими острыми скалами и островами, появившимися здесь, как объясняют учёные, в результате сложных геологических процессов, происходивших в этом месте 280-250 миллионов лет назад. Но пусть такое заявление остаётся, как говорится, на их совести. Ибо наш гид перевела с вьетнамского название залива Халонг как «приземлившийся дракон».
В заливе насчитывается до двух тысяч островов, и на 18 сессии ЮНЕСКО, проходившей в Таиланде 16 лет назад, залив Халонг признан памятником мирового природного наследия. Кстати, это первый из пяти памятников природного и культурного наследия мирового значения, расположенных на территории СРВ.
По заливу мы ходили на прогулочном деревянном корабле, выполненном в восточном стиле с драконом на носу. За бортом проплывали многочисленные острова, островки и скалы, самой причудливой формы. Одни напоминали мчащие по воде парусники, другие – физиономию богатыря, третьи – мифические создания, иные – вообще что-то фантастическое. Словом, предела творению природы не было. В одном месте наш корабль подошёл к расположенной прямо в воде «ферме-кораблю», где разводят различных видов рыб, моллюсков и членистоногих. Кстати, их можно было заказать «на обед» и из них тут же приготовили бы яство.
В Пещере Удивления, а это целый подземный дворец, в котором жёлтые, розовые, зелёные, белые, синие огни подсветки, мастерски направленные либо спрятанные в сталактитах и сталагмитах, позволили нам увидеть затаившихся в помещении «монстров». Имеется в пещере и маленькое зеркальное озеро, в котором туристам предложили «смыть грехи», что многие, и автор этих строк в том числе, с удовольствием сделали.
Большой остров Катба расположен за пределами залива Халонг. Своими размерами, он, возможно, равен острову Русский во Владивостоке. На Катбе раскинулся курортный город, здесь же возведены звёздочные отели, имеется несколько замечательных чистых пляжей, где купаются и загорают туристы и местные жители.
На этом острове находится и Национальный парк, включающий в себя морской и лесной заповедники. В последнем произрастает 620 видов растений, в том числе 120 редких ценных лекарственных трав. По рассказу гида, на территории Национального парка имеется несколько природных пещер, в одной из которых, во время войны с американцами, располагался секретный военный госпиталь. На одну из вершин парка, на высоту более 800 метров, довелось подняться и автору этих строк, и оттуда полюбоваться раскинувшейся перед ним панорамой.
На вершину сопки сначала идет выложенная из камня лестница, а далее тропинка, постоянно петляющая и уходящая вверх, при этом дорогу перерезают ручейки, так что приходится перескакивать с одного валуна на другой. Временами тропинку как бы обнимают ветки деревьев, из-за чего обзор резко сужается, а на всём протяжении пути солнце скрыто, и ты идёшь в прохладной тени. Но от этого не легче, ибо духота делает своё дело, и пот постоянно стекает по лицу. Кое-где приходится подниматься по металлическим лестницам. Так что лёгкой увеселительной прогулкой это не назовёшь.
Первыми это почувствовали шедшие в нашей группе китайцы, и пропали за одним из поворотов. Очень долго мне «дышали в спину» несколько молодых ирландцев. Самыми настырными из которых оказались два парня и девушка. Вместе с этой троицей мы и «покоряли вершину». При этом мне, как шедшему впереди, приходилось помогать молодой леди и двум её компаньонам. Навстречу нам по узким поворотам тропинки и лестницам спускались сверху другие англоязычные туристы. Приходилось помогать и этим молодым людям. При этом их лица расцвечивались улыбками, и они бойко лепетали слова признательности по-английски, причисляя, меня, видимо, к своей нации. На что мои спутники тут же бойко им поясняли, что это не ирландец.
— This is Russia!
— O, good! – слышалось в ответ.
Наградой за все труды явилась раскинувшаяся с высоты сопки панорама. Вершины окрестных сопок утопали в листве тропических деревьев, и эта картина тянулась насколько хватало глаз.
Александр РЕДЬКИН,
корресподент ИИ «ДВ — РОСС»
(Продолжение следует)

Добавить комментарий