Режиссёр Надежда Степанова: фильм «Я умею вязать» — это питерская история
Фильм «Я умею вязать», представленный в конкурсной программе международного кинофестиваля «Меридианы Тихого» — это питерская история, заявила в интервью газете фестиваля VIFF daily режиссер Надежда Степанова. «Если бы это происходило в Москве, то зритель воспринимал бы историю иначе», — отметила она.
Картина «Я умею вязать» вышла в 2015 году. «Тане двадцать лет. Жить дальше бессмысленно. Ни сил, ни надежд на перемены больше нет. У Тани остается последний способ закончить свои терзания раз и навсегда. Но что начнется тогда, когда все должно закончиться? А может быть это все только страницы книги… Ее, таниной, драмы перемены чувств», — говорится в описании картины, которая стала для режиссера Надежды Степановой дебютной полнометражной работой.
Режиссер рассказала VIFF daily о своей карьере и том, как создавался фильм:
— Я училась во ВГИКе на актерском, в мастерской Сергея Александровича Соловьева. Делала постановки, и мастер не раз говорил, что мне надо переводиться на режиссерский. Перевелась, хоть и не сразу. Сначала чувствовала себя крайне неуверенно, в подвешенном состоянии была. Ставила спектакли, этюды. Действие одного нз них разворачивалось в женском туалете на втором этаже ВГИКа, девять студентов влезали и вылезали туда через окно. Несмотря на протесты службы безопасности института, задуманное мы отыграли.
Еще я делала учебную работу на тему «Репортаж». У меня есть сестра-двойняшка Таня, тоже актриса, мы вместе учились в мастерской. Так вот, я ее поднимала рано утром, тащила куда-то в район Речного вокзала и там снимала. Этот диск я спрятала в ящик, написав на нем: «Надя, не показывай это никому», но позже все-таки решилась принести его на суд мастерской. Посмотрев, Сергей Александрович, как обычно, помолчал несколько минут, а потом сказал: «К 70-летию Сокурова». Я тогда, правда, необразованная была, не знала, кто такой Сокуров. Спросила у однокурсника. Он говорит: «Ну, ты чего? И Сейчас-то я уже знаю.
А сценарий фильма «Я умею вязать» ко мне попал через Таню Друбич. Изначально этот текст, написанный Татьяной Богатыревой, победил в конкурсе сценариев «Личное дело», и Таня спросила у Сергея Александровича, нет ли у него студентов, кто мог бы взяться за постановку. Сергей Александрович Соловьев сказал: «Есть тут одна ненормальная, она делает все, что хочет». Мы встретились с продюсерами фильма, пообщались. Они посмотрели мой учебный спектакль и дали почитать сценарий. Я на тот момент всего ничего училась на режиссуре. Съемки полного метра мне казались болотом, в которое страшно соваться, однако я решилась. Текст Татьяны Богатыревой выглядел как литературное произведение. Мне сказали: напиши на его основе сценарий, — и я ответила: запросто. Полгода мы этот сценарий переписывали.
Я делала все интуитивно. Меняла хронологию. Пыталась перенести состояние героини, описанное в тексте, в визуальную плоскость. Сергей Александрович опять меня удивил. «Иди, — сказал он. — Снимай».
При этом автор текста Татьяна Богатырева не участвовала в процессе подготовки сценария.
Многие вещи, описанные в сценарии, чувствует любой ребенок, пытаясь найти себя, понять, кем быть и чем заниматься. К тому же там было много про меня — я этот сценарий потому и взяла. У меня в чем-то схожие отношения с отцом. Он сейчас пенсионер, но тоже был связан с политикой. Работал в структурах ФСБ. Потом ушел и остро воспринимал происходящее в стране. Мог бы спиться, наверное, но взял себя в руки. в общении с мамой тоже схожие моменты есть. Она у нас такая мама. Даже когда мы, дети, завели ей страничку в соцсетях, то в графе «род занятий» написали «работает мамой». в семье нас трое — у нас есть еще старший брат. И вот как раз общение героини Маши с сестрой касается, скорее, моих взаимоотношений с братом. Я даже Иру Горбачеву на роль сестры взяла из-за тога, что она мне очень напоминает моего брата.
Если бы это происходило в Москве, то зритель воспринимал бы историю иначе. Кроме того, у Тани Богатыревой это питерская история.
О «Меридианах Тихого»
Международный кинофестиваль стран АТР «Меридианы Тихого» проходит во Владивостоке с 10 по 16 сентября. Фестиваль был учрежден в 2003 году, а в 2016 году состоится в 14-й раз. Это единственный в России кинофестиваль, в фокусе которого находится кинематограф стран АТР. Девиз фестиваля — «Кино для всех, кино для каждого». В конкурс «Меридианов Тихого» входят десять полнометражных и десять короткометражных фильмов. Дополнительная информация доступна на сайте фестиваля.
Добавить комментарий