Кинорежиссёр Рубайят Хоссейн: «К концу ведут вовсе не брак и дети, а общество, которое считает, что семья — единственный путь женской самореализации»
Темы угнетения женщин и наемных рабочих в Бангладеш стали центральными в фильме «Ведутся работы» режиссера Рубайят Хоссейн, представленном на международном кинофестивале «Меридианы Тихого». Об этом говорится в интервью Хоссейн, опубликованном в газете фестиваля VIFF daily.
Фильм «Ведутся работы» рассказывает о современной мусульманке, которая находится в поисках себя в быстро растущих городских районах Бангладеш, где Роя, актриса из среднего класса, осуществляет постановку известной политически острой пьесы Рабиндраната Тагора в современной интерпретации, одновременно пытаясь вернуть свое агентство.
Рубайят Хоссейн — одна из немногих режиссеров-женщин Бангладеш, известна своим дебютом «Жизнь Мехер» (2011). Получила степень бакалавра искусств в Колледже Смит, США, и степень магистра искусств в Университете Пенсильвании. Сейчас делит свое время между Даккой и Нью-Йорком, снимая фильмы и посещая занятия в Школе искусств Тиш (отделение кинематографии) в Университете Нью-Йорка.
Ранее картина «Ведутся работы» завоевала уже шесть призов на международных кинофестивалях в разных странах мира, а также получила девять номинаций.
— «Красные олеандры», по мотивам которых снимался фильм, — это последняя пьеса Рабиндраната Тагора, была она опубликована в 1926 году. Это было время, когда весь мир приветствовал ускоренное развитие промышленного производства, но Тагор в своей пьесе подверг индустриализацию и капитализм жесткой критике. «Это видение пришло ко мне в мрачный час испуга», — объяснил он написание пьесы. Тагору показалось, что индустриализация разобщает человека и природу, она создает условия, в которых человек будет лишь производить материальные блага взамен мыслей о духовном. «Красные олеандры» — пьеса аллегорическая. в ее сеттинге описывается мир рабочих, где нет имен, но каждому присвоен номер. Все трудятся на благо короля, который скрыт от посторонних глаз сетью. Рабочие добывают минералы весь день, а ночью пьют. Однажды в этом месте появляется женщина по имени Нандини, и она пытается души этих людей высвободить.
В 2005 году я получала специализацию по странам южноазиатского региона и писала работу по этой пьесе. Тема была посвящена эстетическому бунту Тагора против западного понимания индустриализации и колонизации. Надо понимать, что в те времена Тагор был очень популярен на Западе, он получил Нобелевскую премию за книгу стихов «Гитанджали». Как бы там ни было, его критически настроенную пьесу отвергли. В своей работе я рассуждала об этом неприятии Тагором колонизаторов.
Еще одна тема, которую я затронула, — это образ Нандини. Я считала, что Тагор сделал эту девушку символом. Она несла собой культурный смысл, но совершенно не казалась мне реальным человеком. Когда я решила снимать фильм, действие которого происходит в сегодняшней Дакке, то подумала, что иметь пьесу Тагора в качестве фонового элемента было бы очень правильно. Кроме того, меня волновала тема наемных рабочих в Бангладеш, которые день и ночь трудятся на европейские и американские корпорации. Они никогда не видели своего босса, поскольку он будто бы спрятан от них, как в пьесе. Эти рабочие часто гибнут на работе при обвалах зданий, пожарах, и их жизни просто становятся числами, номерами. Мне хотелось и очеловечить Нанднни, сделать ее более реалистичной.
Если перенести эти события в наши дни, то сюжет разворачивался бы на фабрике, работники которой — те же рабы, винтики в машине капитализма. Большинство людей работают круглые сутки, чтобы выжить. Это труд на аутсорсинге. Люди в Бангладеш, Камбодже, Вьетнаме, Индии сидят в колл-центрах, на фабриках по пошиву одежды, трудятся на владельцев из Европы или США, которых они в глаза не видели. В этом смысле Тагор и сегодня актуален.
Героиню фильма Рою я создала по образу и подобию одной своей подруги, театральной актрисы. Она вышла замуж, родила ребенка и теперь пытается сохранить карьеру. Говоря об этом, я уверена, что любая женщина, не только из Бангладеш, обнаружит нечто общее с проблемами Рои.
К концу ведет вовсе не брак и дети, а общество, которое считает, что семья — единственный путь женской самореализации. Я как раз хотела бы высказаться против такого отношения и показать негативную сторону той ситуации, когда женщина отдает себя целиком и полностью семье. Хотелось взглянуть на это критически. Я считаю, мы должны рассматривать материнство как важный опыт в жизни женщины, не более того. Женщинам все время говорят, что они должны задвинуть собственные интересы, пожертвовать всем ради семьи. Но главное и важное в ее жизни — это она сама и ее работа. Да, заботиться о семье и детях надо, но прежде всего женщина должна подумать о себе. Только в таком случае материнство будет позитивным.
О «Меридианах Тихого»
Международный кинофестиваль стран АТР «Меридианы Тихого» проходит во Владивостоке с 10 по 16 сентября. Фестиваль был учрежден в 2003 году, а в 2016 году состоится в 14-й раз. Это единственный в России кинофестиваль, в фокусе которого находится кинематограф стран АТР. Девиз фестиваля — «Кино для всех, кино для каждого». В конкурс «Меридианов Тихого» входят десять полнометражных и десять короткометражных фильмов. Дополнительная информация доступна на сайте фестиваля.
Добавить комментарий