По стране драконов и фей, так именуют Вьетнам его жители и многочисленные туристы
Продолжение путевых заметок корреспондента ИИ «ДВ – РОСС» Александра РЕДЬКИНА
САМЫЙ КРУПНЫЙ ГОРОД ВЬЕТНАМА
— Вьетнамские города похожи один на другой, — как-то глубокомысленно изрёк при мне во Вьетнаме московский турист.
Увы! Этот человек слишком плохо смотрел по сторонам. Сходный на географической карте с символом американского доллара Вьетнам слишком разноликий и разнообразный, чтобы даже при кажущейся однотипности построек быть похожим «один на другой». А если ещё учесть, что страна делится на три зоны: северную, центральную и южную, что здесь проживают 54 народности, что здесь своеобразные обычаи и культурные традиции, что здесь растения в разных зонах отличаются одни от других, что тут северный и южный вьетнамец, говорящие вроде бы на одном языке, могут общаться между собой только с помощью переводчика (я сам был свидетелем подобной сценки), то о какой похожести вообще можно всерьёз вести речь?
Тем более если оказаться на улицах экономической столицы страны — в городе Хошимине. Своё нынешнее название бывший Сайгон получил в честь первого президента Вьетнама. Город насчитывает без малого трёхсотлетнюю историю. Здесь проживает с учётом приезжающих на работу из пригородов 8 миллионов человек. В начале минувшего века Сайгон считался одним из самых больших и процветающих городов в регионе, его называли жемчужиной Индокитая, и, по моему мнению, он не утратил этого значения и в нынешнем тысячелетии. В этом можно легко убедиться, пройдя по улицам этого города и увидев представительства различных мировых банков и компаний, имеющих свои солидные офисы в этом громадном городе-муравейнике.
В Хошимине естественно и органично переплетаются, но не смешиваются, традиционная вьетнамская и классическая китайская культура, неоклассицизм и модерн, 2-3-4 этажные дома с изогнутыми в виде драконов крышами, изысканная колониальная архитектура и ультрасовременные из зеркального стекла и бетона высотные здания. В темноте, которая во Вьетнаме наступает после 18 часов, город утопает в рекламе и огнях большого современного города. Проезжая часть освещена не только фонарями, но и уложенными в дорожное полотно лампами.
К достопримечательностям Хошимина относится здание Народного комитета, как на вьетнамском языке именуются местные органы власти. Этот красивый дворец, возведённый в колониальном стиле, расположен на центральном проспекте Нгуен Хюэ.
Вьетнам в своё время был французской колонией. Напоминанием об этом служит величественный кирпичный Собор сайгонской Богоматери, возведённый в 1877 году. Мраморная статуя Девы Марии на соборной площади очень почитается местными католиками. Как уверяют, иногда статуя Богоматери плачет, что тут же заставляет собираться возле статуи десятки тысяч верующих, возносящих молитвы к Мадонне. Но местные власти такое их поведение не одобряют и объясняют поведение статуи естественным воздействием атмосферных осадков и влажности на процесс выветривания пыли с лика Богоматери.
Обязательным для посещения туристы также считают музей истории Вьетнама, где представлены археологические находки в возрасте до 300 тысяч лет, а также предметы быта и искусства, относящиеся к периоду правления императорских династий Вьетнама. В тематических залах они могут познакомиться с наследием древней культуры дельты реки Меконг.
С 1965 по 1975 год Вьетнам воевал с американцами и их союзником, как тогда говорили, «южновьетнамским марионеточным правительством». В память о тех трагических событиях туристы посещают Дворец Независимости (он же Дворец Воссоединения), где раньше располагалась резиденция губернатора Индокитая, а затем дом правительства Южного Вьетнама и Музей военных преступлений. Во дворе последнего собрана американская военная техника – самолёты, вертолёты, танки, самоходки, гаубицы, артиллерия и прочее вооружение, с помощью которого американские солдаты воевали с вьетконговцами и народно-освободительной армией.
Экспонатами залов музея являются миномёты, автоматы, винтовки и пулемёты американских солдат. Здесь же находятся шариковые и прочие бомбы, которые американские лётчики щедро сбрасывали на головы мирного населения. Обильное количество документов и фотографий тех лет воочию представляют все ужасы, которые был вынужден перенести вьетнамский народ в лихую годину военных испытаний. На снимках запечатлены трупы расстрелянных, замученных, изувеченных вьетнамцев.
Отдельный стенд занимают фотографии «детей войны» — уродцев, появившихся на свет в результате применения янки «нетрадиционных» видов оружия.
В музее располагается и «тюрьма», где сделаны макеты тюремных камер, в которых вьетнамские пленники томились в настоящей тюрьме на острове Кондао. В распахнутые двери одной из камер можно увидеть макет фигурки заключенного, прикованного за ногу к металлическому стержню в стене. Другая «вьетнамка» в таком же положении томится много суток в тёмном помещении. А рядом в землю вкопаны узкие металлические «камеры», стены которых оплетены колючей проволокой. В такую «камеру» с трудом поместится один взрослый европеец, но как рассказывает гид, в них загоняли по несколько человек и те находились там по несколько суток в лежачем положении. Отдельным экспонатом является гильотина.
На многих посетителей увиденное производит просто потрясающее впечатление, и они уходят из музея со слезами на глазах. Я сам видел, как некоторых иностранок поддерживали их мужья, по лицам женщин бежали слёзы и вряд ли в тот момент они вспоминали лихую игру Сильвестра Сталлоне в фильме «Рембо», где бравый герой голливудского актёра «мужественно» сражается с вьетнамцами. Увиденное в залах музея по настоящему открыло людям глаза на происходившее во Вьетнаме в действительности.

Вьетнамцы говорят, что если вы не бывали на рынке Бентхань, значит, вы не видели Сайгона. Находится рынок в центре Хошимина и считается одним из символов этого оживлённого торгового города. Здесь можно купить цветы, фрукты и овощи, разнообразные продукты питания и специи, шёлковые ткани и сувениры. Обилие товаров и их выбор поражают. Можно торговаться. Это уточнение я делаю не случайно. По рассказам знатоков, в северном Вьетнаме и, в частности, в Ханое, ценники на товарах стали появляться относительно недавно и там до сих пор принято торговаться с продавцом о конечной цене. В южном Вьетнаме и в Хошимине такой подход может просто оскорбить продавца. Там цены ниже, чем в других частях страны, и фиксированные. Но на рынке Бентхань это правило не действует и цены на понравившиеся вещи можно сбивать. Кстати, если к вам задумает «присоседиться» воришка, продавцы (а во Вьетнаме терпеть не могут не чистых на руку людей) тут же предупредят вас об этом и о необходимости быть бдительным.

Перефразируя недавно приведённую мною поговорку, можно сказать что если вы не побывали в парке развлечений Суой Тиене, значит вы не получили от Хошимина должных впечатлений. Суой Тиен – это не просто парк, а целый культурно-развлекательный ансамбль во вьетнамском стиле под открытым небом, занимающий площадь до 50 гектаров.
Сказка начинается уже при входе в парк и продолжается всё время пребывания в нём. Золотые и каменные статуи Будды самых различных размеров, разноцветные сказочные персонажи, выкрашенные во все цвета радуги пагоды, дворцы и павильоны с изогнутыми крышами, ослепительно сверкающие на солнце огромные золочёные драконы, дорожки, украшенные огромнейшими бивнями слонов и фигурками тигров, всё это и многое другое буквально поражают взор посетителей. А если к этому ещё добавить мифические подземные города, аттракционы для детей, американские горки и прочие атрибуты парка, то впечатлений хватит надолго.

Мы с внуком Данилкой садимся в круглую лодку и уплываем в густую темноту по «реке времени». Сверху на нас со страшным диким криком «бросается» огромная обезьяна и пытается схватить. Лодка крутится и плывёт дальше, и мы видим, как из темноты джунглей появляются фигурки доисторических людей с луками в руках. Они стреляют в своих противников через реку и попадают в цель. А рёв животных разносится по округе и вот очередная обезьяна кидается на нас. Такие картины путешественники наблюдают все время, поэтому неудивительно, что очень часто то из одной, то из другой туристической лодки слышатся не только испуганные женские, но и мужские крики.
В другом павильоне турист попадает в древнюю тюрьму, в которой всё время его путешествия по ней пытают и казнят заключённых. «Жертвы» неожиданно с воплями «кидаются» на металлические прутья камер, падают в камерах сверху, а потом резко взмывают вверх и т.д. И это весьма пугает особенно впечатлительных посетителей.
В третьем павильоне мы с дочерью Людмилой наблюдали древнеегипетские мотивы, видели фигуру Бога Гор, фараонов, ритуальные действия, какие-то мифические сюжеты, опускались в загробный мир, видели скелеты. А в одном из помещений попали на древний корабль, на котором скульптуры гребцов начали «грести», отчего пол под ногами закачался, а «пейзаж» стал быстро меняться, что создавало иллюзию быстрого движения. После этого дверь помещения открылась, и мы пошли дальше в темноте, а освещённые светом фигуры мифических существ продолжали орать и под конец огромная обезьяна кинулась на нас с диким рёвом.

В четвёртом аттракционе мы оказались в каком-то древнем царстве, воевавшем со своими соседями. Здесь тоже хватало криков, воплей, стрельбы, а перед выходом из помещения в полной темноте я почувствовал, как к моей ноге кто-то прикоснулся. Шедшие следом китайцы от такого прикосновения к их ногам просто завопили.
ДЕЛЬТА РЕКИ МЕКОНГ
Провинции южного Вьетнама – плодородные земли реки Меконг, одной из самых больших рек Юго-Восточной Азии. Дельта Меконга образует обширную равнину площадью около 40 тысяч квадратных километров, которая является рисовой житницей Вьетнама. По-вьетнамски нижнее течение реки Меконг называют «Кыу Лонг» — река девяти драконов. Река в дельте и в самом деле распадается на девять рукавов. Река – главная транспортная артерия.
Проплывая в катере по Меконгу, я поражался не столько размерам этой величественной реки, а они действительно вызывают искренне уважение, сколько тому, что плывшие по ней баржи с песком и другим строительным материалом, имели очень низкие борта. Можно сказать, что бортов не было вообще, и груз над водой плыл на уровне метра, если не меньше. Это свидетельствовало лишь об одном, что мореходы не боятся в этом месте волнений воды.

В дельте Меконга мы посетили пару островов. Один я бы назвал медовым, а второй конфетным. На этих островах дома, построенные из тростника, бамбука и соломы, утопают в зелени пальм и других тропических растений. Обязательным атрибутом на них является наличие спутниковой антенны. На одном из островов весело проехали в повозках, ведомых небольшими, чуть выше пони, но более худыми, лошадках. На «медовом» острове нам показали, как вьетнамцы добывают мёд, а также ульи, рамки и соты. Певцы и певицы в национальных нарядах исполнили несколько народных песен под аккомпанемент вьетнамских музыкальных инструментов. Здесь же нам продемонстрировали, как в древности с помощью огромных каменных «тёрок» перетирали рис и готовили в печах лепёшки. Кстати, эти лепёшки можно было тут же и купить. Я сам попробовал покрутить каменный жернов, и хоть господь силёнкой меня вроде бы не обидел, но сразу почувствовал, насколько это нелёгкий процесс.

На «конфетном» острове мы попали на целую «кондитерскую фабрику», на которой с помощью нехитрых станков и приспособлений делаются конфеты из кокоса и дуриана. Сама «фабрика» занимает площадь, примерно, в 10-15 метров. Процесс приготовления сладостей протекал буквально на наших глазах и не занимал много времени. На паре станков из кокоса готовится специальная стружка. Её смешивают с дурианом, и масса до нужной консистенции варится в котлах. Затем её помещают на железную доску с полосами шириной 2-3 см. и как тесто руками делают ровной и гладкой. После этого полученные «конфетные» полосы длиной до полуметра разрезают ножом и получившиеся квадратики обёрточницы тут же заворачивают в бумагу. Если не знать технологии и секретов мастерства, то всё выглядит весьма просто и незамысловато.

Во время обеда в одном из островных ресторанчиков стали свидетелями сильного тропического ливня. Такие ливни обрушивают за землю и растительность много воды, но длятся они недолго.

Во время пребывания на островах катались на лодках и катерах. Это тоже оставляет своеобразное впечатление. Лодка движется по коричневой от глинистого грунта водной глади. Справа и слева её окружают пальмы и прочая растущая по близким берегам тропическая растительность, между ветвями которой видны домики и строения вьетнамцев. Кое-где мальчишки бултыхаются в воде, в которую европейца, кажется, и палкой не загонишь. Говорят, что в этой воде островитянки стирают бельё.
(Продолжает следует) Александр РЕДЬКИН

Добавить комментарий