Флаг Камбоджи перестал быть «удобным» для судовладельцев
В конце августе 2016 году Международный Судовой Реестр Камбоджи (ISROC) прекратил свою деятельность. В связи с чем все судовладельцы, использующие «удобный» флаг Камбоджи, должны будут его сменить в самое ближайшее время.
Флаг Камбоджи стал самым скандальным флагом в мире. Камбоджа учредила свой реестр в 1994 году, разместившийся в Сингапуре. За первый год деятельности всего 16 судов подняли флаг Камбоджи, однако затем бизнес стал развиваться стремительными темпами. Уже к 2002 году под флагом Камбоджи было зарегистрировано около 600 судов (из них российских судовладельцев около 80), передает ДВ-РОСС со ссылкой на председателя дальневосточной региональной организации Российского профсоюза моряков Николая Суханова.
Камбоджийский реестр стал первым реестром, осуществляющим регистрацию без единого лишнего вопроса. Однако корпорация пошла дальше и стала проводить регистрацию в режиме онлайн в Интернете, с гарантией полного оформления в течении 24 часов. Регистрацию под флаг Камбоджи также можно было осуществить прямо на месте, например, в Находке или в Москве, заплатив 3-5 тысяч долларов США и в течении суток получить все необходимые документы.
Легкость в оформлении и дешевизна регистрации привлекла многих недобросовестных судовладельцев со всего мира. Органы полиции и спецслужб стали сообщать о резком росте преступлений, связанных с судами под камбоджийским флагом. А министр транспорта Камбоджи в ответ на многочисленные вопросы о волне криминала, захлестнувшего камбоджийский флаг, заявил просто и прямо – «мы не знаем и знать не желаем, кто владеет судами под нашим флагом и с какой целью – черный это бизнес, серый, или белый, нас совершенно не интересует».
Помимо криминализации, камбоджийский флаг прославился и своим качеством, также вызвавшим серьезную озабоченность всех организаций, имеющих отношение к безопасности мореплавания. Моряки на судах под флагом Камбоджи не имели никаких прав, так как на них не распространялось никакое законодательство, и судовладельцы избегали подписание коллективных договоров с профсоюзами моряков. В случае гибели моряков родственники не получали никаких страховых сумм. Из двух тысяч моряков, которые погибали ежегодно на судах под «удобными» флагами большая часть приходилась на флаг Камбоджи.
Из 600 судов в 2005 году, официально зарегистрированных под флагом Камбоджи, 25 погибли, произошло около 41 столкновения, 9 пожаров и 45 задержаний в портах. 9 судам вообще запретили заходить в порты Европы. Из года в год росло количество погибших моряков, работающих на судах под этим флагом. С 1995 года регистр Камбоджи был включен в «черный список» Парижского Меморандума как флаг очень высокого риска, а Международная Федерация транспортных рабочих стала характеризовать его «как мусорный ящик для ржавых посудин» .
Большую обеспокоенность стало вызывать рост числа рыболовных судов, поднявших флаг Камбоджи. Корабли под флагом Камбоджи — одни из наиболее часто задерживаемых браконьерских судов в экономической зоне России. Эти суда, не имеющие права вести промысел в наших водах, доставляют незаконный вылов в порты Юго-Восточной Азии, где сырье, без особых бюрократических проволочек, скупают местные рыбопереработчики. Приблизительный урон от подобных действий оценивается в 50 миллиардов рублей в год.
Прекращение деятельности Международного Судового Реестра Камбоджи в 2016 году — это большая победа мировой общественности в борьбе за легальное судоходство и права моряков, работающих на судах под «удобными» флагами. Впрочем, для оптимизма в данном вопросе еще далеко, судовладельцы просто начнут использовать другие флаги, так как государств, которые выдают «удобные» флаги все еще остается много: Того, остров Кука, Белиз, Тувалу, Бермуды, Гондурас и даже Грузия, Монголия и многие другие.
Яркий пример тому, буквально на днях в порту Находка произошла смена флага на теплоходе «Captain Kang» с флага Камбоджи на флаг Того. Улучшатся ли права моряков на этом судне покажет время.
Добавить комментарий