Буровая платформа «Кольская» затонула шесть лет назад. Погибли 53 человека

18 декабря 2011 года буровая платформа «Кольская» перевернулась во время сильного шторма в Охотском море. Из 67 человек, находившихся на борту, были спасены только 14. Об этом передает ДВ-РОСС со ссылкой на РИА «Новости».

Самоподъемная плавучая буровая установка (СПБУ) «Кольская» — нефтяная платформа, построенная в 1985 году финской судостроительной компанией «Раума Репола». Она имела треугольную компоновку с консолью и тремя независимыми ногами для закрепления на морском дне.

СПБУ поднимается в рабочем состоянии над поверхностью моря на колоннах, опирающихся на грунт. Колонны подвижны в вертикальном направлении относительно основного корпуса (понтона). На верхней палубе понтона и в понтоне располагается технологическое оборудование и средства жизнеобеспечения.

Общая длина буровой установки «Кольская» (включая вертолетную площадку) составляла 69,25 метра; ширина (включая якоредержатели) — 80 метров; высота корпуса — 8,55 метра у диаметральной линии.

Порт приписки буровой платформы — Мурманск. Судовладельцем «Кольской» являлась компания «Арктикморнефтегазразведка» (АМНГР).

После постройки платформа долгое время работала в акватории Кольского залива, позже была сдана в аренду. После окончания работы в Кольском заливе она была передана для работы на Сахалинском месторождении.

С лета 2010 года по весну 2011 года был проведен капитальный ремонт СПБУ «Кольская» под надзором двух классификационных обществ — норвежского DNV и Российского морского регистра судоходства (РМРС).

В августе 2011 года плавучая буровая установка была доставлена на теплоходе «Трансшельф» из Мурманска в Магаданский морской торговый порт. 26 августа два буксира провели платформу в Охотское море на Западно-Камчатский лицензионный участок шельфа для ведения работ по бурению и испытанию скважины «Первоочередная». В сентябре установка приступила к бурению скважины.

Планировалось в течение трех с половиной месяцев пробурить скважину глубиной 3,5 тысячи метров. После завершения работ на Камчатке установка должны была сняться с точки бурения и пойти выполнять работы по заказу совместного российско-вьетнамского предприятия «Вьетсовпетро».

После завершения предусмотренных контрактом работ по бурению и консервации скважины, 11 декабря 2011 года началась буксировка СПБУ «Кольская» с точки бурения на Сахалин в порт Корсаков.

Буксировка осуществлялась ледоколом «Магадан» и транспортно-буксирным судном «Нефтегаз-55». На борту «Кольской» находилось 67 членов экипажа.

В течение пяти суток буксировка проходила в штатном режиме, но в ночь на 16 декабря погода ухудшилась. Ответственный за буксировку «Кольской» самовольно увеличил скорость движения, пытаясь обогнать циклон. На следующий день из-за превышения скорости на наружной обшивке корпуса установки образовались трещины. На платформу непрерывно стала поступать вода. К концу дня носовая часть установки накренилась.

Экипаж «Кольской» информировал руководство «Арктикморнефтегазразведка» о необходимости спуска опорных колонн на установке для увеличения устойчивости судна и перехода в режим дрейфования, но распоряжений о спуске колонн не последовало.

С 17 по 18 декабря под воздействием шквалистого ветра до 25 метров в секунду и волн высотой до 4-5 метров на платформе сорвало обтекатель носовой опоры. Из-за этого произошло затопление балластных цистерн, нарушилась герметичность водонепроницаемых закрытий на верхней палубе. Воды в машинное отделение поступало больше, чем могли откачать насосы. Осадка и дифферент судна увеличивались.

Практически спустя сутки руководство «Арктикморнефтегазразведка» дало указание опустить опорные колонны, но из-за крена этого сделать не удалось.

18 декабря в 9.45 (время местное), вопреки запрету руководства, капитан «Кольской» подал сигнал SOS, но он оказался сильно запоздавшим. Через три часа в 12 часов 46 минут СПБУ «Кольская» опрокинулась и затонула в Охотском море на глубине более 1000 метров. Катастрофа произошла в центральной части Охотского моря в 200 километрах северо-восточнее сахалинского мыса Терпения.

В первые часы после происшествия силами экипажей буксира «Нефтегаз-55» и ледокола «Магадан» были спасены и подняты на борт 14 человек. Морские суда продолжали поиск остальных людей, но работы осложнялись сильным волнением моря и порывистым ветром. К поисковой операции были привлечены два вертолета Ми-8 компании «Авиашельф» и самолет Ил-38 Тихоокеанского флота. В течение 18 декабря воздушные суда проводили разведку в районе происшествия, но поиски с воздуха результатов не дали.




19 декабря в поисково-спасательной операции в районе происшествия принял участие самолет Ан-74 Дальневосточного авиационно-спасательного центра МЧС России, который в течение нескольких часов осуществлял воздушную разведку акватории Охотского моря и поиск пропавших людей. Также осмотр местности с воздуха проводил вертолет Ми-8 МЧС России со спасателями на борту и необходимым подъемным оборудованием. В результате поисков была обнаружена пустая спасательная шлюпка с платформы «Кольская».

В дневное и ночное время осмотр морской акватории проводился четырьмя морскими судами. Поиск членов экипажа и пассажиров буровой платформы «Кольская» вели также промысловые и торговые суда, проходящие квадрат крушения. Многие из них изменили курс и направились в точку ЧП.

20 декабря в зоне чрезвычайной ситуации в поиске участвовали два судна, а также самолет Ан-74 и два вертолета Ми-8. Всего за три дня в ходе поисково-спасательных работ было осмотрено около 2,5 тысяч квадратных миль.

20 декабря в Мурманской области был объявлен днем траура по погибшим в Охотском море членам экипажа буровой «Кольская».

Активные поисковые работы продолжались до 23 декабря, когда поиск был прекращен в связи с приближением в район, где затонула буровая платформа «Кольская», глубокого циклона.

Из 67 человек, находящихся в момент крушения на платформе, 14 человек были спасены, тела 17 человек нашли во время поисково-спасательной операции. Еще 36 членов экипажа считались пропавшими без вести до 27 июля 2012 года, когда Первомайский районный суд Мурманска признал их погибшими. В конце августа 2012 года это решение вступило в силу. В числе погибших были жители Мурманской, Магаданской и Сахалинской областей.

В августе 2014 года на городском кладбище Мурманска был открыт мемориал в память о погибших членах экипажа буровой установки «Кольская». Кроме того, память погибших увековечили в «Зале памяти» мемориального архитектурного ансамбля «Маяк», где есть Книга памяти с именами погибших в мирное время моряков гражданского и военного флотов. По решению Мурманской городской администрации в эту книгу, символизирующую «спокойствие жизни на берегу» и «вечные ожидания тех, кто не вернулся из морей», внесены имена всех 53 погибших членов экипажа буровой платформы «Кольская».

По факту аварии было возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 263 Уголовного кодекса РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц), санкции которой предусматривают до семи лет лишения свободы.

В начале мая 2012 года Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) официально сообщила, что комиссия ведомства завершила расследование аварии с «Кольской» и сделала вывод, что причиной аварии стали: во-первых, принятие судовладельцем — ОАО «Арктикморнефтегазразведка» решения на буксировку буровой установки в период действующего сезонного запрета на буксировку (ранее следствие выяснило, что «Кольскую» нельзя было буксировать в это время года); во-вторых, нарушение требований документов, определяющих порядок и объем подготовки «Кольской» к разовому перегону в зимнее время в зимней сезонной зоне со стороны судовладельца; в-третьих, неудовлетворительное обеспечение безопасности морской буксировки буровой со стороны руководства АМНГР.

Также к трагедии привело и запоздалое решение со стороны должностных лиц АМНГР, находящихся на берегу и платформе, по прекращению буксировки, спасению находящихся на «Кольской» людей и началу спасательной операции.

Комиссия Ространснадзора передала результаты расследования в Следственный комитет РФ.

В рамках расследования уголовного дела о крушении плавучей буровой установки «Кольская» было проведено уникальное подводное обследование затонувшей буровой установки с применением глубоководного аппарата Triton. Допрошено около 200 свидетелей, потерпевших и должностных лиц различных государственных структур, произведены многочисленные обыски, выемки, осмотры документации, фото- и видеоматериалов, свидетельствующих о техническом состоянии СПБУ «Кольская». Также проведено более 60 судебных экспертиз. В их числе сложная комплексная технико-эксплуатационная экспертиза, многочисленные судебно-медицинские и ситуационные судебные экспертизы. Объем материалов уголовного дела составил 28 томов.

В 2015 году в Мурманске начался судебный процесс. Обвинение предъявлено двум руководителям ОАО «Арктикморнефтегазразведка» — бывшему исполняющему обязанности главного инженера Леониду Бордзиловскому, а также бывшему исполняющему обязанности заместителя генерального директора по безопасности мореплавания Борису Лихвану. Они обвиняются по статье «нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц».


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Powered by WordPress | Designed by: SEO Consultant | Thanks to los angeles seo, seo jobs and denver colorado Test

На данном сайте распространяется информация сетевого издания ДВ-РОСС. Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 71200, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации (Роскомнадзор) 27.09.2017. Врио главного редактора: Латыпов Д.Р. Учредитель: Латыпов Д.Р. Телефон +7 (908) 448-79-49, электронная почта primtrud@list.ru

При полном или частичном цитировании информации указание названия издания как источника и активной гиперссылки на сайт Интернет-издания ДВ-РОСС обязательно.


Яндекс.Метрика