На выставке в Москве представили автомобиль Николая II
Любимый автомобиль российского императора Николая II, французский Delaunay-Belleville и еще 27 машин из Собственного Его Императорского Величества гаража, представлены на открывшейся в Москве выставке «Первые моторы России». К 110-летию главного гаража страны Федеральная служба охраны (ФСО) также выпустила 400-страничный фолиант о его истории, передает ДВ-РОСС со ссылкой на ТАСС.
«Собственный Его Императорского Величества гараж был создан в 1907 году по именному повелению Николая II и за десять лет своего существования превратился в мощное, передовое по оснащению автотранспортное предприятие Российской империи», — написал в предисловии к книге директор ФСО Дмитрий Кочнев. По его данным, в издании «впервые так подробно и всесторонне освещена история императорского гаража», «привлечен огромный объем архивных документов, мемуарных источников, воспроизведены редчайшие фотографии начала прошлого века».
В 1917 году императорский гараж перешел на службу Временному правительству, а затем Советской власти. На его основе был создан Гараж особого назначения (ГОН), ныне входящий в ФСО и обслуживающий высших руководителей России. Кочнев считает, что ГОН «имел солидного и достойного предшественника».
Заместитель директора ФСО Николай Кондратюк, открывая выставку, отметил, что «русский царь владел самым многочисленным и богатым гаражом Европы», а машины и люди, служившие в нем, в 1917 году перешли на работу к новым властям. Для примера он привел личного водителя императрицы Александры Федоровны Степана Гиля, ставшего сначала личным шофером Владимира Ленина, а затем возглавившего ГОН . «Штатная должность водителя ГОН и в ХХ1 веке сохранила название шофер — с ударением на первый слог», — заметил Кондратюк.
Он подчеркнул, что «высококлассные специалисты императорского гаража привнесли в советские учреждения свои традиции, формы и методы работы». «Весь этот бесценный капитал мы сегодня бережем, храним и преумножаем», — заверил замдиректора ФСО. Кондратюк добавил, что водители ГОН «исколесили не только всю страну, но и практически все континенты».
Официальный представитель ФСО, доктор исторических наук Сергей Девятов сказал, что на открывшейся выставке впервые собрана подобная коллекция автомобилей, возраст которых — около века. Среди наиболее интересных экземпляров он назвал отечественный «Руссо-Балт тип К12/20» 1911 года и реплику бронеавтомобиля, построенного в 1914 году в мастерских императорского гаража и служившего в Кавказской туземной конной дивизии. Бронеавтомобиль построен на базе грузовика из состава императорского гаража, пожертвованного Николаем II.
Экспозиция «Первые моторы России» будет открыта в выставочном комплексе Сокольники до 12 марта.
На фото: царевич Алексей за рулем Delaunay-Belleville (1909)
Добавить комментарий