СМИ: в Приморье необъяснимые действия чиновников могут привести к банкротству эффективных частных рыбоводных заводов
Арбитражный суд оштрафовал лососёвый рыбоводный завод (ЛРЗ) «Вербное» на 17 млн рублей, выплата которых грозит предприятию банкротством. Об этом передает ДВ-РОСС со ссылкой на «Дальневосточные ведомости».
Иск в июле 2016 года подало Территориальное управление Росрыболовства. По мнению чиновников ведомства, завод нанес ущерб экологии. Рыбоводы утверждают, что действуют в полном соответствии с законом и пополняют биоресурсы страны, а свои проблемы объясняют конфликтом с региональным управлением Росрыболовства, в частности с начальником отдела аквакультуры и воспроизводства водных биоресурсов Константином Гарбушиным. По мнению экспертов, позиция чиновников не соответствует не только закону, но даже элементарной логике и губит рыбоводство в Приморье на корню.
Рыбаков, то есть тех, кто добывает водные биоресурсы (ВБР), в Приморье много. А вот тех, кто восполняет ВБР, как говорится, «раз-два и обчелся». Почти три десятка лет действуют два лососевых рыбоводных завода (ЛРЗ) — Барабашевский и Рязановский — на юге края, которые управляются ФГБУ «Приморрыбвод». Но их мощностей явно недостаточно для Приморья. Достаточно отметить, что, несмотря на то что природные условия для лососевых в Приморье очень хорошие, ловить кету в промышленных объемах до сих пор нельзя из-за низкой численности стада.
Ученые уверяют: разводить кету можно не только на юге, но и на севере Приморья. Основываясь на их рекомендациях, частные инвесторы вложились и построили в 2012 году полностью на собственные средства два лососевых рыбоводных завода — Лидовский ЛРЗ и ЛРЗ «Вербное» — стоимостью по 30 млн рублей каждый. На сегодняшний день общие инвестиции превысили 80 млн рублей.
Нужно подчеркнуть, что заводы построены на водоемах, где естественный нерест практически отсутствовал. В таких условиях для создания устойчивого промышленного стада необходимо минимум шесть-восемь лет, на протяжении которых предприятия доход не получают.
Пока они работают в режиме искусственного воспроизводства водных биоресурсов за счет собственных средств. Основная задача Лидовского ЛРЗ и ЛРЗ «Вербное» — создание промышленного стада кеты на севере Приморья. В 2015 году заводы вышли на проектную мощность. Двумя заводами на инкубацию заложено более 25 млн шт. икры кеты, то есть на уровне заводов ФГБУ «Приморрыбвода». По оценкам специалистов, это позволит получать промышленный возврат на уровне 1000-1200 тонн кеты ежегодно.
Воспроизводство ВБР — дело хорошее и, казалось бы, выгодное всем. Но в 2015 году в Приморском территориальном управлении (ПТУ) Росрыболовства сменилось руководство, а у новых чиновников возник конфликт с рыбоводами-частниками — Лидовским ЛРЗ и ЛРЗ «Вербное».
— ПТУ Росрыболовства в принудительном порядке толкнуло нас на подписание договоров, заведомо губительных для деятельности наших заводов, ставя перед выбором: если не подпишем договоры, то нам не выделят объем водных биоресурсов для закладки икры на воспроизводство, — поясняет Максим Мельников. — Это стандартные договоры, но в них добавлен один пункт, согласно которому, если мы будем реализовывать молодь кеты предприятиям, наносящим ущерб ВБР и среде их обитания, то нас обяжут уплатить штраф, как за ущерб, причиненный водным биоресурсам. И это даже не миллионы, а несколько миллиардов рублей! По версии ПТУ Росрыболовства, штраф начисляется в размере 580 рублей за каждого выпущенного малька! Эта ставка применяется к браконьерски добытым водным биоресурсам (кета). Это противоречит всякому здравому смыслу.
Важно понимать, что выпускаемая даже частными заводами молодь кеты с момента выпуска становится собственностью государства. Таким образом, частные инвесторы, занимаясь разведением рыбы, фактически пополняют водные биоресурсы (ВБР), которые по закону принадлежат государству. При этом исключительно за свой счет. Тогда как, например, годовой бюджет двух заводов Приморрыбвода в Хасанском районе Приморья находится на уровне 80–90 млн рублей в год.
Единственной возможностью получения дохода в этот период для частников является реализация молоди кеты предприятиям, наносящим ущерб ВБР и среде их обитания, что предусмотрено постановлением правительства РФ №380 от 29.04.2013 года «Об утверждении положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания». Но Приморское теруправление Росрыболовства эту деятельность расценивает как незаконную и намерено начислять штрафы.
— Получается, что мы за собственный счет построили заводы и выращиваем молодь кеты, которая после выпуска становится собственностью государства. Независимо — выпускаем мы ее от своего имени или реализуем предприятиям, наносящим ущерб ВБР и среде их обитания. То есть не уничтожаем ВБР, а воспроизводим их. И за это нас хотят штрафовать! При этом мы знаем совершенно точно, что рыбоводные заводы в Сахалинской области, на Камчатке и заводы ФГБУ «Приморрыбвода» в Приморском крае осуществляют деятельность по договорам без этого пункта. И только к двум нашим заводам хотят применить такую практику, — возмущается Максим Мельников.
Согласно пояснениям ПТУ Росрыболовства, его позиция основывается на том, что, согласно договору, государство предоставляет частным заводам водный биоресурс — кету — для отбора икры на инкубацию, а они осуществляют весь комплекс работ по искусственному воспроизводству: закладку икры, инкубацию, подращивание, выкармливание, выпуск. Но затраты несоизмеримы. Например, в 2015 году Лидовский ЛРЗ освоил 25 тонн кеты (предоставленных государством), что позволило заложить 10,4 млн шт. икры. Весной 2016 года завод выпустил около 9,5 млн шт. молоди кеты. Возврат от этого количества составит минимум 400 тонн товарной кеты. Стоимость 25 тонн промышленной квоты кеты составляет всего примерно 100 тысяч рублей, но в итоге государство получит товарной продукции на 70 млн рублей. Благодаря деятельности завода, годовые эксплуатационные затраты которого составляют семь млн рублей (без учета капвложений) и полностью ложатся на плечи частных инвесторов.
По словам Максима Мельникова, проблема их рыбоводных заводов исключительно в личных отношениях с руководством территориального управления Росрыболовства. Конкретно — с начальником отдела аквакультуры и воспроизводства водных биоресурсов Константином Гарбушиным.
Константин Гарбушин в разговоре с корреспондентом ДВВ отказался давать какие-либо комментарии, предложив направить официальный письменный запрос. И.о. руководителя управления Росрыболовства Александр Громов на предложение пообщаться не отозвался.
Рыбоводы обжаловали решение арбитражного суда о наложении штрафа в 17 млн рублей. Сумма крупная, но вопрос важен принципиально. Ведь штраф начислен за 2015 год. И если его не оспорить, то чиновники по той же схеме начислят штрафы за 2016 год, что наверняка приведет к банкротству предприятий. Рыбоводы уверены, что их предприятия банкротятся совершенно сознательно вопреки интересам Приморья и государства и надеются, что суд все же разберется в ситуации.
— Малек выпущен заводами здоровым. Причем его выпуск одобрили специалисты Росрыболовства. После выпуска малек стал государственным сырьем. Тем самым государство обогатилось. Но заводам за это выписан штраф. По той же схеме, как и браконьеру, выловившему лосося, пришедшего на нерест. Какой-то парадокс, — комментирует ситуацию ведущий специалист ТИНРО-Центра Виктор Марковцев.
Он один старейших и авторитетных специалистов в Приморье в области рыбоводства. Именно он готовил биологическое обоснование на строительство Барабашевского и Рязановского государственных рыбоводных заводов.
— Почти тридцать лет работают на юге Приморья государственные заводы, но до сих пор они не могут обеспечить промышленный лов. А новые частные заводы уже в 2018 году, если им дадут работать, позволят начать промышленный лов в Приморском крае, — подчеркивает Виктор Марковцев. — Подготовлено обоснование для строительства еще шести частных заводов в Приморье. Но если обанкротят два действующих, то кто же будет строить новые?! Они так и останутся в проектах.
Он сообщил, что на Сахалине уже 27 частных заводов. И власти всячески их поддерживают. Например, подводят к ним дороги за счет бюджета. Приморским рыбоводам о такой поддержке приходится лишь мечтать. Результат закономерен. На Сахалине почти три десятка частных рыборазводных заводов, а в Приморье всего два, да и те оказались под угрозой банкротства.
Олег ЖУНУСОВ, «Дальневосточные ведомости»
Добавить комментарий