«Государство вложило много денег, теперь нам нужно их отбить», — откровенничает руководство АО «ГЛОНАСС» во Владивостоке
Тестовый запуск
Первую тестовую «тревожную» кнопку устанавливали на автомобиль Honda Accord. Представители АО «ГЛОНАСС» привезли с собой тестовое устройство. Нашумевшая «кнопка» состоит из навигационного блока, по сути совмещенного с мобильным телефоном, который и обеспечивает привязку к координатам и отправку их на спутник с помощью GSM-передатчика. В комплекте прилагается пучок проводов с «фишкой», который позволяет встроить систему практически в любой современный автомобиль. Ну и, собственно, сама кнопка вызова SOS.
Навигационный блок устанавливается под бардачок, кнопка – на потолочную консоль. Зачем сверлить потолок, объяснил системный архитектор АО «ГЛОНАСС».
«Делается это для того, чтобы не было случайного нажатия. Такого, какой может сделать ребенок или если вдруг водитель захочет признаться оператору в любви, такие случаи были. Для дополнительной защиты кнопка закрывается пластиковой крышкой. То есть нажатие кнопки – это вполне осознанное действие. Кнопка не срабатывает за две-три секунды, то есть ее надо некоторое время нажимать. После этого происходит соединение с системой, связь с оператором и вызов оперативных служб», – объяснил системный архитектор АО «ГЛОНАСС» Алексей Головтеев.
Двое мастеров в течение двадцати минут сверлили потолок, разбирали проводку на потолке, монтировали передатчик под бардачок и соединяли одно с другим. Временный гендиректор АО «ГЛОНАСС» Андрей Жерегеля нажал на кнопку вызова, через несколько секунд ему ответил оператор контакт-центра. Женский «голос свыше» сообщил, что данные о транспортном средстве и местонахождении получены: марка автомобиля, цвет и адрес, где стоит тестовый Accord, назвали. На этом вызов завершился. Директору АО «ГЛОНАСС» предложили вызвать скорую и подождать ее прибытия. Представители автомобильного бизнеса были даже готовы взять на себя ответственность за ложный вызов, но Андрей Жерегеля отказался.
ГЛОНАСС поймает сеть везде
Система ЭРА-ГЛОНАСС призвана сокращать время реагирования экстренных служб. Согласно презентационному ролику, информация о ДТП и координаты происшествия будут поступать в колл-центр системы в течение двадцати секунд, а оператор уже передаст их полиции, скорой, пожарным и прочим. В случае тяжелой аварии бортовое устройство автоматически производит вызов, но можно и связаться с оператором и вручную.
Система ЭРА-ГЛОНАСС создана, по словам Алексея Головтеева, на стыке спутниковой связи и стандарта GSM. Разработчики называют ее уникальной. Система ЭРА-ГЛОНАСС представляет собой полноценную сеть сотовых связей без радио-подсистем. При этом сим-карта регистрируется в сети операторов «большой тройки»: «ЭРА» ловит лучший сигнал.
Говорят, таким образом обеспечивается практически полное покрытие. Для тех регионов, где сотовая связь не работает, проведено сопряжение с двумя системами спутниковой связи – российским «Гонцом» и американским Globalstar. Данные спутниковой связи доступны и оператору, и автомобилисту. Систему можно заранее перенастроить на передачу спутниковых данных. Обстоятельства ДТП сохраняются внутри системы, что позволяет использовать их страховым компаниям. Корректировать данные не получится.
Для снижения нагрузки на экстренные службы звонки обрабатываются внутри контакт-центров. Оператор производят фильтрацию вызовов, выясняя, какого рода помощь требуется. Если система сработала автоматически, а водитель на связь не вышел, то к нему направляются все службы.
«Система не предназначена для контроля за людьми. Она не вмешивается в частную жизнь. Терминал находится в спящем режиме и активируется только при нажатии кнопки или ДТП», – развеял один из мифов генеральный конструктор системы ЭРА-ГЛОНАСС Михаил Кораблев.
Контакт-центры оператора обязуются обеспечить регистрацию устройства в сети и обработку вызова. Один находится в Москве, второй – в Курской области. На сегодня они позволяют обрабатывать вызовы со всей страны.
«К сожалению, еще не во всех регионах страны работает Система 112, которая позволяет обрабатывать вызовы автоматически. Наши операторы сейчас вынуждены в случае поступления звонка о ДТП в ручном режиме созваниваться с дежурными частями, находящимися поблизости. А службы уже должны реагировать надлежащим образом», – сказал Андрей Жерегеля.
В Приморском крае Система 112 не работает и не будет, пока курирующий отрасль вице-губернатор Павел Серебряков не будет уверен в ее готовности.
Где купить модуль?
Когда подержанный автомобиль приходит на территорию РФ, владелец должен обратиться в АО «ГЛОНАСС», приобрести устройство и заключить договор. В договоре прописывается привязка VIN-номера или полного номера кузова автомобиля к ID устройства – он индивидуален для каждого комплекса. После заключения договора владелец автомобиля получает пять дней на установку модуля. Затем с договором собственник отправляется в лабораторию для получения СБКТС. С полученным сертификатом едет в таможню, проходит процедуру таможенной очистки и с новеньким ПТС ставит машину на учет.
На данный момент лабораторий, выдающих сертификаты безопасности, в Приморье много. А вот сертифицированный установщик системы ЭРА-ГЛОНАСС всего один – «Сумотори-Авто». Соответствующий договор был подписан 23 марта. Еще ряд приморских компаний планируют заключить соответствующие договоры с операторами, в том числе об этом ранее заявляла компания «Дальтест». Андрей Жерегеля от лица акционерного общества обязался рассмотреть их в ближайшее время.
А вот узнать конечную стоимость устройства и хотя бы примерное количество будущих центров не удалось.
«На создание самой системы ЭРА-ГЛОНАСС государством было потрачено очень много денег. Поэтому, конечно, один из наших приоритетов – это коммерциализация нашего проекта и попытка развить на базе нашего устройства коммерческий сервис для того, чтобы каким-то образом отбить деньги, которые были вложены. Сколько устройство с установкой будет стоить на территории Приморского края, я сказать не могу. Фиксированной цены нет, поскольку АО «ГЛОНАСС» не является разработчиком и производителем устройства. Нам просто обязали стать здесь посредником между производителем и конечным потребителем. Цена будет зависеть от того, за сколько производитель нам будет прибор продавать. Подчеркну, что мы в данном конкретном случае никаких денег не зарабатываем, поэтому наша задача – доставить прибор и обеспечить надлежащий контроль за его установкой», – сообщил Андрей Жерегеля.
По словам директора АО, у общества нет цели создавать в Приморье монополию. Скорее, наоборот – компания заинтересована в развитии конкурентной среды, которая позволит установить минимальную цену на устройство и установку для приморцев. На данный момент разброс цен велик – от 10 до 30 тысяч. Но на встрече с губернатором была озвучена максимально возможная цена для жителей Приморья – 20 тысяч рублей.
Кстати, ни в одном регионе страны, кроме Приморья, проблема с установкой ЭРА-ГЛОНАСС не встала так остро. Но и такого потока подержанных автомобилей в России больше нет.
«Обязательность установки системы ЭРА-ГЛОНАСС введена в жизнь путем утверждения Технического регламента Таможенного союза. Я здесь не волен осуждать или обсуждать создателей этого Регламента. Вот так он написан. Это такой же закон, как любой другой закон Российской Федерации. Даже, наверное, по статусу чуть выше. Вводился он в течение трех лет. И по сути участники этого бизнеса должны были потребовать от нас или от создателей Техрегламента объяснений чуть раньше. Я не снимаю ответственность и с нас в том числе как с госкомпании, но вот так получилось, что упустили. Упустили и мы, и участники процесса, которые могли бы еще три года назад задать свои вопросы. Но, да, так получилось. И мы готовы выйти приморцам навстречу», – сказал Жерегеля.
АО «ГЛОНАСС» ответственность за качество прибора возлагает на производителей, поскольку сама компания разрабатывала только стандарты, сертификаты и протоколы соответствия.
Порядок установки модуля системы безопасности называют временным. И пробуют его именно в Приморском крае. Упрощенный порядок установки устройств на подержанные иномарки предполагает срабатывание системы в автоматическом режиме. Но в этом случае никто не может дать гарантию, что это произойдет, потому что подержанные автомобили не прошли соответствующий краш-тест.
«По идее, должны срабатывать. Но это покажет практика. Есть зависимость от массы автомобиля, от конструктива, от центра тяжести. Если тяжелое ДТП, то сработает точно. При пограничном состоянии возможны вопросы», – сообщил Михаил Кораблев.
Заключить договор с производителем напрямую нельзя, устанавливать модуль можно только через посредника в лице АО «ГЛОНАСС». В данный момент устройств в продаже на территории Приморского края нет. Первая тысяча «кнопок» приедет в регион 4 апреля. К этому времени АО «ГЛОНАСС» надеется заключить еще несколько договоров с агентами, чтобы увеличить число авторизованных компаний.
Источник — VL.ru
Добавить комментарий