Николай Марковцев: «Стыдно осознавать себя частью коррупционного процесса»
Известный владивостокский оппозиционер, депутат городской Думы Николай Марковцев рассказал всю правду о работе представительного органа власти в интервью корреспонденту РИА «Дейта», информирует ИИ «ДВ-РОСС».
Справка:
Николай Владимирович Марковцев – член партии «Справедливая Россия». Образование высшее — юридическое. Проходил службу в КГБ, капитан первого ранга запаса. В период с 1990 по 1993 год избирался депутатом Краевого Совета Приморского края. В ноябре 1996 года был заместителем мэра Владивостока, в 1997 назначен первым заместителем мэра. В 2002 году избран депутатом Законодательного Собрания Приморского края. С 2007 – депутат Думы Владивостока, член комитета по местному самоуправлению, правопорядку и законности.
— Николай Владимирович, вы неоднократно поднимали в Думе вопросы дисциплины. Почему это вас так волнует?
— Дисциплина вторична. Когда я пришел в Думу, первое, на что обратил внимание – нужно отформатировать работу Думы. Согласно справке краевого управления юстиции, больше всего нарушений законодательства происходит почему-то в городской Думе. Хотя здесь должны работать лучшие юристы. Кое-как мы приняли документ о бюджетном процессе. С горем пополам приняли регламент – неплохой, кстати, регламент. Но парадокс в том, что мы эти документы не исполняем. Как же нам может верить население, как мы можем требовать от администрации города исполнения правовых актов, которые принимает Дума, когда сами нарушаем их?
Простой пример. Концепцию бюджета должен по нашему закону представлять исключительно глава города либо его первый зам – в краевом Законодательном Собрании это неукоснительно соблюдается, у нас никогда. Бюджет всегда представляет рядовой заместитель. Когда я об этом заговариваю, от меня отмахиваются – какая, мол, разница!
Или вот еще: в нарушение постановления Высшего Арбитражного суда мы пытаемся отдать безвозмездно в собственность госбанка муниципальное здание. Стоимость здания не менее 20-30 миллионов долларов. Мы даем 60-80 рублей на проезд пенсионерам в общественном транспорте – смешные деньги. Я говорю: давайте не 7 поездок, а 15 хотя бы сделаем! Отвечают: денег нет. Но тогда почему же мы хотим 30 миллионов подарить банку?
— Значит, вам не комфортно работать в нынешнем составе Думы?
— Да. Сейчас мне даже не дают слова по процедурным вопросам. Хотя в регламенте написано, что я могу взять до 3-х минут. Мне просто перестали давать слово. Идет грубейшее нарушение регламента: по сложнейшему вопросу – бюджету города – прения не открываем. Я заметил, когда вопросы острые, когда они чувствуют, что будут вопросы, – просто не открывают прения, а голосуют на «ура». Голосов-то у «Единой России» хватает.
Когда я был депутатом краевого парламента, «Единая Россия» прислушивалась к оппозиции и зачастую поддерживала, здесь — нет. Например, там я «пробивал» финансирование на горностаевскую свалку, на библиотеку ДВГУ, и «единороссы» меня поддерживали.
Если там по 14 человек голосовали «против», то здесь я один все время. И хотя некоторые депутаты в кулуарах согласны со мной, на сессии они голосует так же, как все. То, как будет голосовать Дума, на заседании фракции решают три депутата – Попов, Чемерис и Розов. Позиция коммунистов тоже меня удивляет – «что изменится, если я «против» проголосую – все равно мой голос ничего не решит». Но ведь у депутата должна быть своя позиция. Сегодня ее нет.
— В последнее время обострились отношения Думы и прокуратуры. Много протестов поступает от прокурора на правовые акты, которые депутаты принимают. Как вы можете это прокомментировать?
— Администрация города сегодня по судебным решениям должна жителям Владивостока за ремонт жилья 1,6 миллиардов рублей. С горем пополам заложили 300 миллионов в бюджет, и уже дважды резали эту сумму. Прокурор на сессии говорил, что нельзя 80 миллионов на музыкальную аппаратуру снимать с ЖКХ … Но Дума не слушает. Протесты поступают и по питанию школьников, по елке, по новогодней иллюминации… Прокуратура, кстати, уже обратилась в суд о том, что выделение средств на покупку музыкальной аппаратуры для празднования 150-летия города было неправомерно. Средства были перечислены в уставной капитал Владивостокского предприятия электрических сетей (ВПЭС). А изменения в Устав предприятия внесены не были. Мы ВПЭС принудили заниматься покупкой и содержанием музыкальной аппаратуры, хотя это для него несвойственные функции. Давайте еще напишем в Устав, чтобы они готовили полеты на Луну, чтобы деньги отмывать. Это маразм.
— А что будет, если суд признает это решение незаконным?
— Прокуратура сначала подала в суд на администрацию города, и суд уже признал, что уставной капитал ВПЭС был увеличен незаконно. Мэрия подала кассационную жалобу. Я думаю, кассационная инстанция оставит решение суда в силе. Дальше прокуратура подает в суд на Думу — что она незаконно приняла решение перечислить деньги. Если суд решит, что деньги были выделены незаконно, то нам дается месяц исправить положение, в противном случае Дума распускается в течение следующего месяца. А где мы возьмем деньги — они уже потрачены? Разве что каждый депутат по два миллиона скинется – но такого прецедента еще не было, чтобы депутаты вносили из своего кармана. Я голосовал «против», я деньги точно вносить не буду. У меня их просто нет. Я зарплату в Думе не получаю.
— Вы сами-то за то, чтобы «разогнать» Думу?
— Что-то серьезное сделать с этой Думой нельзя. Распустись? Придут такие же. Институт выборов уничтожен. Медведев об этом говорит, но вместе с тем ничего не делается.
Я с президентом согласен, что у нас чудовищная коррупция в стране – в этом коррупционном процессе, к сожалению, участвуют все органы власти, и Дума Владивостока не исключение. Стыдно осознавать, что ты участник этого процесса. При этом у нас разбитые внутриквартальные дороги, в страшном состоянии подъезды, дома. Придешь к людям — они минут 20 сначала криком кричат, а потом только начинают с тобой разговаривать. При этом мы на концерт в честь 150-летия столько денег потратили! Только официально 250 миллионов рублей, а сколько было еще скрытого финансирования!
— А концерт вам, кстати, понравился?
— Меня поразила одна вещь — в первом отделении, когда пели бездарные артисты, которых никто не знает, люди слушали. А когда вышел Крис Норман — лидер легендарной группы «Смоки», которую знают во всем мире, – люди стали расходиться. Осталось не больше тысячи человек. Мне было неудобно за Владивосток, который считается продвинутым городом. А ведь такие деньги потратили из бюджета! Ну пригласили бы тогда артистов, которые петь не умеют – «Виагру», например…Поют кое-как, а народ их любит.
— В нынешнем составе Дума отработала уже половину срока. Какие планы на вторую половину?
— Перед Думой сейчас стоит очень серьезная задача – содействие строительству объектов саммита АТЭС (снос зданий, предоставление жилья, выделение земель). Полпред Ишаев сказал, что идет отставание строительства объектов саммита на 3 месяца, в том числе по причине работы администрации города, а значит, и Думы. Это очень много. Хотя Шувалов врет Президенту, что все идет с опережением. Мне доподлинно известно, что строительство федерального университета отстает почти на полгода.
Так, до сих пор не решен вопрос водоснабжения острова Русский. Мы тянем туда водовод, но внесено предложение, что 620 миллионов рублей надо перебросить на покупку опреснительных установок. Хотят их в США закупить. А опресненную воду можно пить недолго – максимум три месяца (в автомномках мы пили). Но если ее пить год-два-три, люди начинают болеть. Весь мир от этого отказывается, есть заключения мировых светил. Но на это закрывают глаза и собираются такой водой поить людей в ДВФУ.
Кроме того, до сих пор нет утвержденного проекта моста через Золотой рог. В середине августа еще не было госэкпсертизы, хотя половина моста уже построена.
— Как вы оцениваете работу управляющих компаний во Владивостоке?
— Когда начали создаваться управляющие компании, я был в Москве и слушал выступление Лужкова. Он сказал, что «город жуликам не отдаст» и создал муниципальные управляющие компании. Я говорил, что нам надо сделать так же. Но мы город отдали жуликам. И теперь Пушкарев говорит, что ничего не может сделать, они ему по закону не подчиняются. Были бы компании муниципальные, они бы «с потрохами» ему подчинялись, он бы им устанавливал зарплату. А то они сами себе устанавливают по 200-300 тысяч. Ну не может директор управляющей компании получать больше мэра – это как-то несерьезно. Взять того же Глазунова – «тише воды, ниже травы» ходил, когда работал с Виктором Черепковым! Теперь его не узнать, стал директором управляющей компании. Деньги они собирают немалые. Проверили недавно управляющую компанию Первомайского района – более 200 миллионов рублей они собрали, а отчитались только за 20. Где остальные деньги? До того обнаглели, что даже не провели расходы по документам, просто распихали по карманам. Я думаю, что другие компании работают так же. Сколько мне идет обращений – люди жалуются, что просят свои управляющие компании — песок завезите, подъезд отремонтируйте. Ничего не делают! Не верю, что мэр не может навести с этим порядок, он может их все разогнать. Я бы на месте Пушкарева все УК признал незаконными, забрал жилье и создал бы свои муниципальные компании, тогда хоть будет с кого спросить.
— Прошедшая зима во Владивостоке была очень снежной, и город не справлялся с очисткой улиц и дорог от снега. Сейчас всех беспокоит, не повторится ли транспортный коллапс следующей зимой?
— Всем известно, что снег не был убран, потому что тендеры выиграли компании, у которых не было техники. По федеральному закону комиссия, которая проводит тендер, даже не может проверить, есть ли у компании техника, база, условия для работы. Закон составлен с большой коррупциогенностью. Чтобы свои выигрывали, чтобы откаты платили. Если снег будут убирать муниципальные предприятия, если будут техника закуплена, не будет коллапса.
— В чем причина общего «раздрая» в коммунальном хозяйстве Владивостока? Вот, например, недавно три дня часть города сидела без воды.
— Потому что городским хозяйством занимаются непрофессионалы. Раньше кадры еще советские были, они знали город как свои пять пальцев. Потом Николаев заменил этих людей на своих, Пушкарев на своих. Эти люди просто не владеют ситуацией, не знают городского хозяйства. Загубили водовод, поэтому город и сидел без воды. Я знаю, как это сложно — управлять городом. Это даже не то, что мощным заводом, намного сложнее.
А работа транспорта? Разве может так ходить общественный транспорт? Разбитый, грязный, неприспособленный. Ну почему в других городах с таким же бюджетом совсем по-другому? Потому что нет хозяина у города. И Дума ничем не может помочь. Только на шее сидим у налогоплательщиков…
Землю у нас тоже не возьмешь без взятки. А когда возьмешь, начнешь строить – тебя облапошат, обманут, технологию нарушат. Никто ничего не контролирует. Без взятки ничего в нашей стране не получишь.
— Грустно…
— А если окунуться в это поглубже, все еще хуже, чем я говорю. …Вся страна замешана на лжи, коррупции, обмане. Поэтому и не верят нашему Правительству. Знаете, когда спорят Украина и Россия, почему-то начинаешь верить Украине. Потому что наше Правительство столько раз обманывало даже своих граждан. Вот после заявления Путина о том, что цены на хлеб расти не будут, они выросли в Москве на 20 процентов. И у нас скоро тоже хлеб подорожает.
— А вы знаете, как победить коррупцию?
— Хорошо на этот вопрос ответил премьер-министр Сингапура Ли Куан Ю: «Для того, чтобы победить коррупцию, я посадил за решетку двух своих лучших друзей, остальные сами поняли». Надо Дарькину и Пушкареву посадить своих лучших друзей, и коррупция в крае и городе прекратится. Если их поддержит президент. Коррупция же идет сверху, а простой народ это видит и тоже не соблюдает законы и ни во что не верит. А без поддержки населения никакие великие стройки и реформы не могут идти.
— Собираетесь ли вы баллотироваться на следующий срок в Думу города?
— Я буду через год в Законодательное Собрание Приморья баллотироваться.

Добавить комментарий