«Аэрофлот» будет судиться с производителем гражданского самолёта SSJ100
Перевозчик взыскивает по контракту от 2 июня 2011 г. 576 млн руб. с производителя первого российского гражданского самолета SSJ100. Мотивы подачи иска в материалах суда не указаны.
122 самолета SSJ100 выпущено к началу апреля 2017 г., по данным журнала «Авиатранспортное обозрение»: 65 из них – у российских эксплуатантов, в том числе пять у МВД, МЧС и СЛО «Россия», 30 – у зарубежных, в том числе 22 – у мексиканской InterJet, 19 – на хранении или готовятся к передаче эксплуатантам, 7 – у самой ГСС для испытаний, один разбился в Индонезии в 2012 г. Коммерческие поставки SSJ100 начались в апреле 2011 г., первым эксплуатантом стала армянская «Армавиа». «Аэрофлот» – второй эксплуатант.
Иск связан с поставкой в лизинг первых 10 SSJ100 «Аэрофлоту», рассказали «Ведомостям» два человека, знакомых с содержанием документа. В 2011 г. трехсторонний договор был заключен между ГСС, «Аэрофлотом» и «ВЭБ лизингом». По договору «Аэрофлот» должен был получить субсидии из федерального бюджета на уплату лизинговых платежей за эти суда, если субсидии не будут получены, их должен компенсировать производитель. Субсидии перевозчик не получил, рассказали собеседники «Ведомостей». ГСС согласилась на включение такого пункта в договор, так как очень хотела поставить «Аэрофлоту» самолеты, объясняет один из собеседников «Ведомостей».
Согласно постановлению правительства от 26 июня 2002 г. «О порядке возмещения российским авиакомпаниям…» части затрат на уплату лизинговых платежей и процентов по кредитам за самолеты российского производства (на него ссылается в иске «Аэрофлот») размер субсидии для авиакомпании (берущей в лизинг самолеты российского производства) составлял 75% от переплаты по кредитам, которые привлекала лизинговая компания в банках на покупку самолетов, а также 75% от дохода самой лизинговой компании.
Представители ГСС, «Аэрофлота» и Минтранса от комментариев отказались. Представитель «ВЭБ лизинга» на запрос «Ведомостей» в воскресенье не ответил.
«Странное положение контракта, такого мне ранее не попадалось, – удивлен старший аналитик АКРА Александр Гущин. – По сути, производитель ГСС поручился по обязательствам государства, вытекающим из постановления правительства. Если «Аэрофлот» выиграет иск, логично, чтобы государство возместило ГСС эти затраты».
В контракте с «Аэрофлотом» для ГСС полагаются просто страшные санкции буквально за все, в том числе за поломки судов, говорит человек, близкий к ОАК. Основной контракт между ГСС и «Аэрофлотом» на поставку 30 самолетов был заключен еще в 2005 г., вторую партию из 20 SSJ100 поставил «Сбербанк лизинг», поставки завершились в 2016 г. Санкции для производителя в этом контракте очень серьезные и не соответствуют никаким мировым практикам, подтверждает еще один человек, близкий к ОАК. В этом контракте предусмотрены штрафные санкции за простои самолетов «Аэрофлота», вызванные неисправностями, – обязательства по этим санкциям ГСС в конце 2015 г. оценивала в 698 млн руб., говорится в ее годовом отчете.
«В контракте с нами санкции для ГСС не предусмотрены, у остальных небольших эксплуатантов, насколько я знаю, тоже», – говорит топ-менеджер российской авиакомпании.
«Аэрофлот» уже крупнейший эксплуатант SSJ100, а на авиасалоне МАКС в июле планирует заключить с ГСС контракт на поставку еще 20 судов. Ведется согласование условий контракта, в том числе гарантий со стороны ГСС, которые в предыдущем контракте сильно отличались не в пользу производителя самолетов, говорил в феврале вице-президент ОАК Владислав Масалов (цитата по ТАСС). Переговоры по контракту идут, отмечают два человека, близких к ГСС. Возможно, этот иск просто способ оказать давление на ГСС, добавляет один из них.
Ранее «Аэрофлот» только один раз подавал иск к ГСС – в октябре 2012 г. на 73,6 млн руб. Но предмет иска остался неизвестен, так как через три дня авиакомпания его отозвала.
Александр Воробьев, «Ведомости»
Добавить комментарий