На Камчатке отреставрируют мемориал погибшему в годы Великой Отечественной войны экипажу подводной лодки «Л-16»
С площади Героев-подводников исчезла рубка подлодки, установленная в качестве мемориала погибшему в годы Великой Отечественной войны экипажу подводной лодки «Л-16», а также подводникам, погибшим в годы «холодной» войны, сообщил один из читателей агентства «Камчатка-информ». Об этом передает ДВ-РОСС.
Как заверили в мэрии Вилючинска, никаких поводов для беспокойства нет. «Принято решение реставрировать мемориал, так как старый корпус подводной лодки, который был установлен много лет назад, требует серьезного обновления, — сообщил корреспонденту «КАМЧАТКА-ИНФОРМ» глава Вилючинска Виталий Ланин. — Ко Дню ВМФ обновленная рубка подлодки вернется на площадь».
Мемориал памяти героев-подводников в виде рубки лодки «Л-16» с именами подводников, погибших при выполнении боевых задач как в годы Великой Отечественной, так и «холодной» войн, был открыт в Рыбачьем в День Военно-Морского флота 28 июля 1996 года. Проект памятника разработан архитектором В. Гапоновым и скульптором А. Соловьевым. Строили памятник военные строители воинской части 72036. Памятник подводной лодке ВМФ СССР «Л-16» создан из рубки другой подводной лодки «Л-10», так как сама «Л-16» была уничтожена во время перехода на Северный флот в 1942 году. Первоначально же этот памятник был установлен в сквере Музея Боевой славы 24 июля 1966 года.
По данным архивов, в сентябре 1942 года Госкомитет Обороны принял решение об усилении Северного флота за счет переброски части кораблей с Тихого океана. Был утвержден маршрут через Тихий океан и Атлантику, Владивосток, Петропавловск-Камчатский, Датч-Харбор, Сан-Франциско, Панамский канал, Галифакс, Розайт, Полярное. Для перехода отобрали 6 новых подводных лодок. Это был небывалый в истории советского подводного флота до того времени поход подлодок. Тихоокеанцам предстояло преодолеть сверхдальний маршрут, трудновыполнимый даже в мирное время.
Лодка «Л-16» вышла 25 сентября 1942 года из бухты Тарья вместе с лодкой «Л-15». Обе лодки благополучно достигли Датч-Харбора и начали готовиться к переходу в Сан-Франциско, решив идти без сопровождения американских эсминцев. 11 октября на этом переходе подводная лодка «Л-16», шедшая головной, внезапно взорвалась и менее чем за минуту затонула с 55 членами экипажа на борту. Обстоятельства гибели подводной лодки Л-16 не выяснены до сих пор. Не установлена и национальная принадлежность пиратской субмарины. В 1942 году в бассейне Тихого океана воевали две стороны — американцы и японцы. США являлись нашими союзниками, с Японией был подписан договор о нейтралитете.
Уже после войны ответственность за потопление «Л-16» взял на себя Мейдзи Тагами, командир японской подводной лодки 1-25. Он заявил, что выпустил торпеду по лодке, считая ее американской. Другой версией гибели советской субмарины считается ошибочная атака американской субмариной 88-31, вышедшей из Датч-Харбора накануне.
Добавить комментарий