Каналу имени Москвы исполнилось 80 лет
Восемьдесят лет прошло со дня открытия движения пассажирских и грузовых судов по Каналу Москва — Волга, позже переименованному в Канал имени Москвы.
«Гидротехническое сооружение соединило глубоководным путем Москву-реку с Волгой, превратило столицу в порт пяти морей (Белого, Балтийского, Черного, Азовского и Каспийского — прим. ТАСС), обеспечило ее ценнейшим природным и транспортным ресурсом. Миллиарды кубических метров воды и 4 тыс. километров водных путей уже 80 лет связывают 12 регионов России, сотни тысяч судов, миллионы пассажиров и колоссальные грузы», — рассказали в пресс-службе федерального государственного бюджетного учреждения (ФГБУ) «Канал имени Москвы», передает ДВ-РОСС со ссылкой на ТАСС.
Сегодня Канал — это 12 субъектов РФ: Москва, Подмосковье, Тульская, Тверская, Вологодская, Ярославская, Новгородская, Рязанская, Владимирская, Калужская, Нижегородская и Ивановская области — 3,842 тыс. километров внутренних водных путей, в том числе 88 километров по городу Москве и 484 километров — по Московской области.
Лестница с гигантскими водяными ступенями
Протяженность рукотворного русла составляет 128 километров. «Трудные условия рельефа и проходящая между Москвой и Волгой значительная возвышенность не позволяли сделать Канал самотечным, а только шлюзованным, с механической подачей воды. Таким образом, Канал построен в виде лестницы с гигантскими водяными ступенями, ограниченными шлюзами. Шлюзы пропускают суда при переходе с более низкого уровня на более высокий и наоборот, для перекачки воды с одной ступени на другую устроены насосные станции, которые поднимают ее на высоту 38 метров», — отметили в пресс-службе.
Инфраструктуру Канала формируют пять насосных станций суммарной мощностью 100 мегаватт, семь гидроэлектростанций суммарной мощностью 66 мегаватт, 20 шлюзов, а также 27 плотин, 37 каналов и 56 причалов — всего около 240 гидротехнических сооружений и 23 гидроузла. Ежегодно по водным путям Канала имени Москвы проходит более 100 тыс. судов.
Москва-река на 80% состоит из Волги
Помимо товаров и туристов, по Каналу имени Москвы в столицу попадает вода. «Обводнение Москвы-реки, то есть наполнение ее водой из других рек, — стратегическая функция уникального инфраструктурного объекта. Сложно себе представить, но Москва-река практически на 80% состоит из Волги. Она попадает к нам через сложную систему гидроузлов и сливается с Москвой-рекой недалеко от станции метро «Щукинская», — добавили в учреждении.
Столица ежесекундно расходует 10 кубических метров воды, а принимает через Канал 35 кубических метров, или около 1,5 млрд «кубов» в год. Если бы не вода, поступающая по Каналу, Москва столкнулась бы с масштабной экологической и техногенной катастрофой: в начале 1930-х годов Москва-река настолько обмелела, что у Кремля ее можно было перейти вброд.
Сегодня ФГБУ «Канала имени Москвы» занимается комплексной модернизацией и перевооружением гидротехнических сооружений и объектов инфраструктуры. Это позволит раскрыть и увеличить имеющийся потенциал Канала, отмечают в учреждении.
Добавить комментарий