Новый генплан Владивостока вызвал у жителей города множество вопросов и предложений
В течение трех дней, с 14 по 16 июля, во Владивостоке специалисты ИТП «ГРАД» обсуждали будущий проект генерального плана города. Архитекторы решили узнать мнения горожан о будущем облике Владивостокского городского округа, но вместо этого выслушивали всевозможные «теории заговора» и жалобы на «больные точки», передает ДВ — РОСС.
Действующий генеральный план Владивостокского городского округа был разработан «Приморгражданпроектом» в 2008 году и принят городской Думой. Со временем он потребовал актуализации и согласования с новыми законодательными нормами. Конкурс на разработку проекта внесения изменений в генплан выиграл омский Институт территориального планирования «Град». Специалисты долго разрабатывали проект с учетом документации и пожеланий населения.
14 июля проект наконец-то представили широкой общественности. Правда, оценить предполагаемый облик родного города пришло гораздо меньше людей, чем обычно собирается даже в интернет-дискуссиях. В первый день специалисты представили общую карту проекта, а в последующие дни, 15 и 16 июля, обсуждали конкретные вопросы: транспорт и дороги, экономику, общественные зоны и озеленение.
В субботу и воскресенье обсуждение проходило в библиотеке «Бук» (Светланская, 55), где собиралось около 30 слушателей. Архитекторы представляли общие тенденции той или иной темы и отвечали на вопросы. Однако горожане воспользовались обсуждением в основном для того, чтобы озвучить локальные проблемы.
Проект генерального плана предполагает децентралицзацию Владивостока – вынос вредных производств, уменьшение нагрузки на исторический центр и развитие дорожной инфраструктуры, включая пресловутый ВКАД с мостами на Русский со стороны Эгершельда и мостом на Песчаный со Второй Речки.
Согласно различным документам, вроде стратегий развития города, края и региона, Владивостокскому городскому округу предлагается стать сразу всем: от промышленного до туристического центра, с развитием медицины, образования, науки, портовых мощностей и прочего. По вектору направления похоже на южнокорейский Пусан.
В генеральном плане учтено 89 крупных инвестиционных проектов и планов по их размещению. Остров Русский, судя по картам, не предполагается развивать дальше полуострова Саперный. Слушатели обратились к проектировщикам с просьбой учитывать современные реалии и местное бизнес-сообщество.
«Многие предприятия сейчас разрабатывают свои бизнес-планы по развитию территории, – отметил Михаил, один из участников встречи. – Вы брали их в расчет? У них есть свое видение, согласованное с властями, они работают в этом направлении, но на карте я этого отражения не вижу».
Специалисты объяснили, что работали с документацией, а значит, учитывали только те планы и пожелания, которые были предоставлены в соответствующие органы.
В вопросе дорожной и транспортной инфраструктуры омские специалисты предложили равняться на крупные города России и Европы: развить сеть общественного транспорта, создать мультимодальных перевозчиков, которые будут отвечать за различные виды транспорта, сделать остановочные узлы, где можно пересесть, например, с электрички на автобус. Необходимо возрождать электрический транспорт, правда, не в том виде, в котором он существовал в городе – с трамвайными путями посреди дороги. Также генплан подразумевает развитие сети автомобильных дорог и пешеходных связей, которых Владивостоку явно не хватает.
«Продольных связей больше, чем поперечных, из-за этого нагрузка распространяется неравномерно. Более 40 километров действующих дорог во Владивостоке не соответствует нормативам. Нужно доразвить ненормативные участки. Проспект 100-летия задумывался как транзитная магистраль, но с годами оброс «связями» и не в состоянии больше выполнять эту функцию», – объяснили инженеры «Града».
Существующую железнодорожную инфраструктуру также предполагается развить и использовать для внутренних перевозок. Среди странных предложений проектировщиков – железная дорога на Русский остров и выделенные полосы для велосипедистов. Несколько человек осторожно намекнули специалистам, что велосипед во Владивостоке – дело сезонное, а круглогодично на них ездят единицы.
С платными парковками тоже все не так просто, признают омские проектировщики. Если делать парковку платной, то должна быть и альтернатива – так называемые «перехватывающие парковки», которых нет.
Дискуссия, которая разгорелась после обсуждения дорожного развития города, была похожа на «надо – не надо». Одна часть говорила – верните трамвай, другая решительно протестовала. Аналогично выглядело обсуждение велодорожек и переноса действующих мощностей за пределы города.
Второй день обсуждения мало отличался от предыдущего, и пришло на встречу немного желающих высказаться. В большинстве своем обсуждения использовали в качестве площадки те граждане, которым уже просто некуда больше идти: жители Луговой, где собираются строить очередной торговый центр, жители Снеговой пади, где свежий воздух перебивается «ароматом» Спецзавода № 1, а также жители курортного Садгорода, где под частную застройку выкупили почти всю бывшую советскую здравницу.
Горожане выразили мнение, что проектировать облик Владивостока должны коренные жители, которым «дороги эти сопки». На что с другой стороны зала прозвучал ответ – «напроектировали уже, нравится?»
Согласно новому генеральному плану, есть здравые мысли обезопасить владивостокские сопки от застройки, вписав их в общественные зоны. Например, на привычных, но хаотичных видовых площадках – Орлиной, Холодильнике, Тихой – сделать «легальные» видовые. Проектировщики актуализировали сведения об исторических и культурных объектах – в действующем генплане их менее 400, а в проекте – более 900. А там, где есть объект какого-то наследия, существует и его охранная зона.
Вообще, во Владивостокском городском округе есть множество территорий, где нельзя строить или можно, но с огромным списком оговорок. Это и ландшафтные особенности, и водоохранные и береговые зоны, и инженерные сети, и военные объекты, и особо охраняемые природные территории.
Жители города заметили, что суровость законов в России компенсируется необязательностью их исполнения. Так, например, была поднята тема застройки района Академгородка, где санитарный лес поделили на участки и продают.
«Там зона скверов и парков. Но делают вот что – режут на участки, продают. Потом собственник каким-то образом «обнаруживает» у себя на участке объект незавершенного строительства и подает документы на изменение функциональной зоны. А потом строит все, что хочет», – выразила мнение жительница Владивостока.
Специалисты «Града» отметили, что подобные дела, увы, не в их компетенции. С их помощью горожане могут только выявить недостатки и предложить их устранить. Так, например, если не брать в расчет леса в округе (а их при подсчетах и не учитывают), то количество зелени на человека во ВГО ниже, чем положено по федеральным нормам – 16 кв. м на человека. И гораздо ниже положенного по нормам краевым – 19 кв. м на человека. Новый проект предполагает увеличение зеленых насаждений, причем функциональных и экономически выгодных – шумозащитных, ветрозащитных, фитонцидных и прочих.
Еще во Владивостоке до сих пор действует курортная зона, утвержденная еще в 1983 году. Она располагается вдоль побережья Амурского залива, от Седанки до залива Углового. Ее собирались уменьшать в соответствии с новыми реалиями, однако дальше проекта дело не пошло – советские документы все еще в силе. В генплане от 2008 года границы зоны не соответствуют действительности, новый проект их учитывает.
Выяснилось, что зоны с особыми условиями использования практически не внесены в кадастр и не стоят на учете. Например, санитарные зоны предприятий. Нефтебаза, которую обсуждали во все дни слушаний, имеет огромную санитарную зону, где при этом располагается жилье. По закону собственники базы должны оплачивать жителям ущерб от такого соседства.
«У нас тут все сложно, вы понимаете? У нас огромная коррупция на всех уровнях. У нас система бездействует! Точечная застройка рядом с архитектурными ансамблями-памятниками, вырубка деревьев бесконтрольная, какие-то бесконечные торговые и деловые центры», – говорили жители.
«Генеральный план не может решить все вопросы, – ответила архитектор Варвара Семина. – Но у вас тут классное, очень активное сообщество, которое нам передало более 600 заявок по сохранению зеленых зон. Большинство из них мы включили в проект. Понимаете, у нас нет инструментов воздействия на собственников или арендаторов земли – это дело других органов. Мы не можем сказать «пошел вон, тут будет сквер». Но мы в состоянии внести изменения в Правила землепользования и застройки и уточнить функциональные зоны».
За три дня обсуждений генплана омские специалисты получили около десятка предложений от горожан, которые будут рассмотрены департаментом градостроительства Приморского края. Это тоннель от Дальзавода на Гоголя, уточнение границ функциональных зон и дорог, конкретизация территорий в районе Садгорода. Одно из главных предложений прозвучало 16 июля – проектировщиков попросили провести аналогичную встречу, но уже в присутствии городских и краевых чиновников.
VL.ru
Добавить комментарий