Top.Mail.Ru

СМИ: амурчанки едва не попали в рабство на сахалинском рыбзаводе

Тюрьма

Сейчас две подруги, благополучные благовещенские дамы постбальзаковского возраста, уже могут вспоминать свою поездку без дрожи, даже называют ее «приключением — «век не забуду!». Об этом передает ДВ-РОСС со ссылкой на «Дважды два».

Но тогда, в ночь перед побегом, на продавленной проволочной кровати, на матраце, кишащем клопами, у Лизы и Ларисы были совсем другие мысли.

А начиналось все как веселое путешествие на Сахалин на путину.

— У нас отпуск всегда летом и всегда длинный, — признаются женщины. — Мы каждый год куда-нибудь да отправляемся путешествовать. А в прошлом году не получилось — финансы пели все лето романсы. Так у нас даже ломка была — как так, без смены впечатлений?!

Вот дамы и решили пойти в этом году другим путем: не тратить деньги на дорогу, и страну посмотреть, и деньжат подкопить — съездить поработать на путину, на Сахалин.

— Я в студенчестве уже бывала на рыбзаводах в стройотряде, — рассказывает Лариса. — Нормальная работа: днем рыбу чистим, по вечерам купаться бегаем на море, в соседнюю деревню ходим на танцы, жизнь — как в пионерлагере. Так что я, памятуя о своем опыте, решилась ехать за новыми впечатлениями без страха, как опытный товарищ еще и Лизу подговорила.

В местном рекрутинговом агентстве бодренький пожилой мужчина тоже женщин уверял:

— Сахалин посмотрите, на море отдохнете, жить будете в общежитии на охраняемой территории, душ, туалет — все на этаже. Питание трехразовое и дорога за счет работодателя, да еще и до 70 тысяч рублей заработаете. Сапоги только себе купите резиновые.

«Вот тут бы нам и насторожиться! — качают головами подруги. — Сапоги-то как спецодежду должны выдавать новые каждому на месте работы, а мы решили, что со своими будет гигиеничнее…»

«И это кто ж тут — педагоги?!»

Все пошло не так с момента знакомства с будущими коллегами. Два десятка женщин и столько же мужчин собрались рано утром на автовокзале, чтобы сначала автобусом добраться до Ванино. А там — паромом на Сахалин, на работу в один из рыбных цехов, расположенных на побережье.

— Почти все смолят как паровозы, вместо падежей — русские слова-связки, и видно, что это не городские жители — любители экстремальных путешествий, а люди из районов области, — делятся первыми впечатлениями подруги. Из-за отсутствия привычки курить душевных отношений сразу не завязалось, а когда устроили перекличку и сопровождающая с матерком и усмешкой спросила: «И это кто же у нас тут — два педагога?!», тишина после ответа висела секунд пятнадцать и на благовещенок стали смотреть с особой опаской.

Дальше — больше: на пароме каюты достались только женщинам, а мужчины ночь провели на палубе на железных лавках. А когда прибыли на место работы, оказалось, что до путины еще неделя, «бесплатное питание» будет вычитаться из зарплаты, а пока нет рыбы, нужно взять тяпки в руки и вкалывать на огородах местных фермеров.

— Надо ко всему относиться позитивно, — щебетала из темного угла каюты какая-то дама за шестьдесят. — Я вот уже не первый год езжу на путину, считаю, что езжу к морю — за здоровьем!

Вас поймают и посадят в карцер!

Прибыли амурские работники на сахалинскую землю и ужаснулись. Двухметровая бетонная стена с колючей проволокой поверху, злющие собаки у ворот и по углам забора, бородатые охранники восточной внешности в камуфляже и берцах — вот это оказалась охраняемая территория, обещанная рекрутером. Серое шлакоблочное общежитие времен расцвета социализма, грязное и обветшалое, но с пластиковыми окнами — будущее место проживания. Двухэтажные сетчатые кровати с матрацами, полными паразитов — к вашим услугам! К ним прилагалось белье: комплект когда-то бывший полутораспальным, а сейчас разрезанный надвое для экономии, как раз хватит матрац прикрыть.

— Никакого разделения на женское и мужское крыло, живите, как хотите и с кем хотите. В дороге появились уже пары, — рассказывает Лариса. — Две раковины в два унитаза на одном этаже, такой же комплект — на другом. Две душевых без дверей — в корпусе. И летний склизкий душ на четыре лейки — во дворе. Антисанитария полная — слизь и плесень повсюду!

«Гостеприимно» встретило новых рабочих и руководство:

— На завтрак не опаздывать, пропустите кормежку — никто вас ждать не будет, — заявила эффектная дама при прическе и маникюре. — И подписывайте договор об удержании семи тысяч за питание. Курить в корпусе нельзя, пить — не сметь, бражку у кого найду — пеняйте на себя!

На робкие попытки возразить, ведь питание обещано было бесплатное, дама удивленно приподняла бровь: «А зачем тогда я здесь стою?!»

Оказалось, что эта леди — директор предприятия Вера Дмитриевна.

— Кто ее обидит, тому несдобровать! — тут же предупредили суровые кавказские парни из охраны.

После такого инструктажа все вновь прибывшие пошли переваривать информацию. Благо, прибыли на место все в субботу вечером, а работать на местных полях — рыба еще не пришла — нужно начинать в понедельник. «В понедельник мы заключим договоры и заберем ваши документы», — было сказано.

— Помню, села я на кровать и говорю Лариске: «Так, значит, мы теперь гастарбайтеры», — вспоминает Елизавета. — Все в нашей комнате услышали, одни возмущаться стали, другие успокаивать себя: «А дома совсем никакой работы нет, а детей в школу собирать надо», «Что картошка?! Полю же я ее дома — не боюсь. Тут еще и заплатят, наверное».

Ночь наши педагоги провели в раздумьях, утром решили — хватит романтики, пора домой. Разумеется, на завтрак никто из их группы не пришел — все с дороги, устали, проспали. И под предлогом поиска перекуса дамы вышли за территорию. Там созвонились со знакомой на Сахалине, и она объяснила им, как выбираться из этого места, и денег кинула на карту, чтобы было на что доехать.

— Половину вещей мы бросили в общежитии, когда уходили, — рассказали Лариса и Елизавета. — Когда соседки поняли, что мы уходим, как они испугались! И за нас, и за себя боялись, мол, всех накажут, а нас поймают и в карцер посадят. Да и вообще, мы за территорию больше не выйдем.

Но женщины рискнули. Взяли свои рюкзачки и новые сапоги и прямо через проходную пошли.

— Страшно было, когда охранник с собакой бросился на нас, — вспоминают они. — Вот если бы мы тогда побежали или начали мямлить, может он и заподозрил что-то, но мы ему так, свысока: «Мы — на море», он и успокоился.

А дальше — автобус, самолет и… здравствуй, Благовещенск! Оставшихся женщин только жалко, совсем, видно, жизнь заела, раз остались терпеть такие скотские условия.

Послесловие

— Знаете, обиднее всего, что когда мы уже вернулись в Благовещенск, предъявили свои претензии господину Цареву, отправившему нас в незабываемое путешествие на Сахалин, он нам в глаза заявил: «Тринадцать лет этим занимаюсь и, кроме вас, никто не жаловался! Я вас на автобус посадил? Посадил. Говорил, что в общежитии будет душ, туалет, питание и охраняемая территория — так они там были. Какие ко мне претензии?!» — разводят руками пострадавшие.

Правда, как только вышли наши дамы из конторы «ловкача», как им сразу же позвонили с рыбзавода. Та самая Вера Дмитриевна, которую нельзя было обижать, через десять дней только заметила, что работниц-то не хватает и строгим голосом спросила:

— Как вы объясните прогулы и свое отсутствие на рабочем месте? Вы меня кинули на 15 тысяч за проезд и питание!

— Не устроили условия проживания, — парировали дамы и не стали дальше слушать. В конце концов, никаких договоров с Верой Дмитриевной они не заключали. Какие к ним претензии?!

Кстати

Мы попытались связаться по телефону с частным предпринимателем Царевым, который набирает группы на путину. Но телефон, указанный в договоре у наших героинь, был недоступен. Он женщинам сразу говорил, что в конце каждый год ликвидирует свое ИП и открывает в следующем сезоне новое.

Комментарий специалиста

Без договора — никакой работы!

Работа вахтовым методом не всегда проходит идеально. Бывает такое, что не словом сказать, ни пером описать. Что делать, если вас обманул работодатель?

Комментарий от старшего помощника прокурора Амурской области по обращению граждан Юлии Сергеевны Пискун:

— Обращения от обманутых вахтовиков иногда бывают. По жалобе гражданина прокуратура должна провести проверку на наличие условий, предоставляемых работодателем. Все обращения рассматриваются в индивидуальном порядке. Если договора не было или сведения в договоре ложные, а жалобы оказались действительными, можно добиться справедливости, и работодатель понесет административную ответственность. Заявители, права которых были нарушены, могут обратиться в Государственную трудовую инспекцию или в областную прокуратуру.

Людмила Судейкина

Читайте ДВ-РОСС в Telegram

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


Powered by WordPress | Designed by: SEO Consultant | Thanks to los angeles seo, seo jobs and denver colorado Test

На данном сайте распространяется информация сетевого издания ДВ-РОСС. Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 71200, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 27.09.2017. Врио главного редактора: Латыпов Д.Р. Учредитель: Латыпов Д.Р. Телефон +7 (908) 448-79-49, электронная почта редакции primtrud@list.ru

При полном или частичном цитировании информации указание названия издания как источника и активной гиперссылки на сайт Интернет-издания ДВ-РОСС обязательно.


Яндекс.Метрика