Аналитика: возраст корабельного состава атомных подводных сил ТОФ составил в среднем 24,5 года
Атомный подплав Тихоокеанского флота переживает сейчас не лучшие времена, но и не худшие − ещё совсем недавно (в 2011-2015 г.г.) его стратегическая компонента состояла всего из двух боеготовых РПКСН далеко не нового проекта 667БДР, а многоцелевой составляющей не было вовсе. Об этом передает ДВ-РОСС со ссылкой на блог «Флот открытого океана».
В настоящей публикации дан краткий обзор имеющегося в наличии корабельного состава (действующего, временно бездействующего и безнадёжного) и предпринята попытка прогноза на краткосрочную и среднесрочную перспективу.
Надёжные активы: МСЯС
1. РПКСН пр. 955 (09551) К-551 «Владимир Мономах» − в составе сил постоянной готовности (СПГ); возраст 3,0 года; на ТОФ с 26.09.2016 (после межфлотского перехода с СФ по Севморпути, совмещённого с боевым патрулированием); крайний пуск 14.11.2015 (из Белого моря) − залповый, двумя баллистическими ракетами (БРПЛ), по некоторым данным, не подтверждённым Минобороны, частично неудачный).
2. РПКСН пр. 955 (09551) К-550 «Александр Невский» − в составе СПГ; возраст 4,0 года; на ТОФ с 30.09.2015 (после МФП с СФ по Севморпути); крайний пуск (одной) БРПЛ 28.11.2014 (из Баренцева моря); хх.10?-24.11.2015 (боевое патрулирование в Тихом океане).
3. РПКСН пр. 667БДР К-44 «Рязань» − в составе СПГ; возраст 35 лет; на ТОФ с 30.09.2008 (после МФП с СФ по СМП); в 2011 г. был начат «поддерживающий» ремонт в ДВЗ «Звезда», продолжавшийся порядка 5,5 лет (до 15.02.2017); крайний пуск БРПЛ (Р-29Р) 26.10.2017.
4. РПКСН пр. 667БДР К-433 «Святой Георгий Победоносец» − в составе СПГ; возраст 37 лет; на ТОФ с 16.09.1983 (после МФП с СФ по СМП); 02.1993-07.2003 средний ремонт в ДВЗ «Звезда» (около 9,0 лет за вычетом 18 месяцев, в течение которых работы по различным причинам не велись); крайнее «выполнение плановых задач в море» до 05.07.2016, перед этим − до 29.12.2015, летом 2015 г., до 29.12.2014, «Восток-2014» (весьма напряжённый график с учётом того, что лодка не была в ремонте уже более 14 лет); крайний пуск БРПЛ 12.10.2017.
5. РПКСН пр. 667БДР К-223 «Подольск» − в составе СПГ; возраст 38 лет; на ТОФ с 10(14?).11.1980 (после МФП с СФ по СМП); с 2006 (приблизительно) по 04.05.2011 средний ремонт в ДВЗ «Звезда» − около 5,0 лет; крайний озвученный пуск БРПЛ 30.10.2015, однако есть сведения, что К-223 стреляла и в 2016 г.
Надёжные активы общего назначения
1. АПКР (АПКРРК) пр. 949А К-150 «Томск» − в составе СПГ; возраст − без малого 21 год; на ТОФ с 24.09.1998 (после МФП с СФ по СМП); с 11.2008 по 25.12.2014 ВТГ (ремонт по техническому состоянию) (6,1 года) в ДВЗ «Звезда» (при этом, в лучших традициях советского судпрома, после сдачи заказа «под ёлочку» работы продолжались в Вилючинске ещё как минимум до 07.05.2015 − ссылка 8, ссылка 9); крайние стрельбы главным калибром (ПКР 3М45 ПКРК «Гранит») по морской цели 09.10.2017 (совместно с ГРКР «Варяг»), по береговой − 12.07.2017.
2. АПКР пр. 949А К-456 «Тверь» − в составе СПГ (как хотелось бы надеяться); возраст 25 лет; на ТОФ с 14.09.1993 (после МФП с СФ по СМП); с 12.1996 по 25.02.2004 (7,2 года) в резерве после выхода из строя линии вала правого борта во время БС − сначала ВТГ в ДВЗ «Звезда» (ориентировочно до 2001 г. вкл.), затем − силами личного состава в Вилючинске; предположительно 03-12.2013 доковый ремонт на «Звезде», крайние стрельбы ГК в 2016 г..
3. АПКР пр. 949А К-186 «Омск» − в кратковременном ремонте (если только «Звезда» на такое способна); возраст 24 года; на ТОФ с 10.09.1994 (после МФП с СФ по СМП); был замечен у причальной набережной завода 07.03.2017 (во время визита на «Звезду» замминистра обороны Ю. Борисова), где, судя по всему, находится со II кв. 2016 г. (№444) − крайнее сообщение об «Омске» из Вилючинска датировано 26.05.2015, о возвращении с БС − 09.12.2014, о стрельбах ГК − 23.09.2014; окончания работ следует ожидать не ранее 11.2018 − известно, что они заключаются в частности в «продлении срока службы до среднего ремонта на 3,5 года и техническому обслуживанию в объёме «25000 часов наработки» изделий «Азурит-ДМ/3/4» (скорее всего, речь идёт о БПТУ − блочных паротурбинных установках из состава ГЭУ АПКР).
4. АПКР пр. 949А К-132 «Иркутск» − в долгосрочном среднем ремонте с модернизацией по пр. 949АМ в ДВЗ «Звезда»; возраст без малого 29 лет; на ТОФ с 27?.09.1990 (после МФП с СФ по СМП); на «Звезде» с 11.2001, фактическое начало работ 05.12.2013 (контракт с Минобороны подписан 05.04.2013). Передача корабля ВМФ планировалась в 2019 г., однако полгода назад её перенесли на 2021 г., в закупках «Звезды» на 2017 г. указан более точный срок − 12.2021 (в части «шефмонтажных, пусконаладочных, регулировочно-сдаточных работ на этапах швартовных, заводских ходовых, государственных испытаний и ревизии (контрольный выход, сдача заказа)» некоторых изделий зав. №619 пр. 949АМ). В этом случае 33-летний «Иркутск» выйдет в море после 20 лет в заводе и 8 лет в ремонте. По данным на 15 августа с.г., АПКР поднят из воды и находится на твёрдом основании.
5. АПКР пр. 949А К-442 «Челябинск» − в долгосрочном среднем ремонте с модернизацией по пр. 949АМ в ДВЗ «Звезда»; возраст без малого 27 лет; на ТОФ с 12(14?).09.1991 (после МФП с СФ по СМП); в резерве по крайней мере с 2008 г., на «Звезде» с 07.09.2014 (контракт с Минобороны подписан 05.04.2013); по данным на 15 августа с.г., находится на плаву в акватории завода. Срок передачи ВМФ будет напрямую зависеть от хода постройки и государственных испытаний «Иркутска» как головного корабля серии 949АМ (думается, интервал составит не менее двух лет).
6. ПЛАК пр. 971 К-419 «Кузбасс» − в составе СПГ; возраст без малого 25 лет; в 2009 г. поставлена в ремонт в ДВЗ «Звезда» (работы велись по госконтракту от 17.08.2009, допсоглашению к нему от 25.02.2011 и ещё одному контракту от 18.12.2012), условно передана флоту в День подводника 19.03.2016 (по некоторым данным, находилась в Приморье до Дня ВМФ 31.07.2016, завершая ремонт и занимаясь боевой подготовкой, и только после этого убыла в пункт постоянного базирования − Вилючинск); даже если считать от первого контракта до «липовой» передачи, ремонт занял более 6,5 лет, а так и все семь; из последних (с.г.) озвученных достижений «Кузбасса» можно назвать торпедную атаку отряда боевых кораблей 08.09 и подводную дуэль с РПКСН «Рязань» 15.09.2017.
7. ПЛАК пр. 971 К-295 «Самара» − в долгосрочном среднем ремонте с модернизацией по пр. 971М в ЦС «Звёздочка», Северодвинск; возраст 22,4 года; в резерве предположительно с 2011 г.; 28.08-26.09.2014 на доковом судне «Трансшельф» вместе с «Братском» доставлена с Камчатки на Север в расчёте на достаточно быстрый ремонт в ЦСЗ (по плану около трёх лет), но надежды не оправдались; первоначально «Самара» базировалась в Беломорской ВМБ, в настоящее время находится на плаву в акватории «Звёздочки» в ожидании начала стапельных работ (постановки в цех), которое ожидается не ранее вывода «Леопарда» или «Волка», т.е. ориентировочно в 2019-2020 или 2021-2022 г.г.).
8. ПЛАК пр. 971 К-391 «Братск» − в долгосрочном среднем ремонте с модернизацией по пр. 971М в ЦС «Звёздочка», Северодвинск; возраст без малого 28 лет; в резерве с 1998 г. (выведена из состава СПГ в ожидании заводского ремонта в связи с окончанием сроков эксплуатации аккумуляторной батареи); с 10.2003 имитация ремонта в Северо-Восточном ремонтном центре (СВРЦ); с 28.08.2014 − аналогично «Самаре» (за исключением БелВМБ).
Ненадёжные и безнадёжные активы
1. ПЛАК пр. 971 К-331 («Магадан») − в неопределённом статусе (то ли в ремонте, то ли в отстое) в ДВЗ «Звезда»; возраст без малого 27 лет; в резерве предположительно с 2012 г. (28.09.2012 был уже на «Звезде»); 21.05.2015 СМИ сообщили о планирующемся окончании ремонта четырёх атомных лодок, включая К-331, в конце ноября того же года, однако вскоре (27.05) «Магадан» из перечня исключили; в планах закупок «Звезды» на 2015-2017 г.г. заказ зав. №515 отсутствует; по заявлению гендиректора Адмиралтейских верфей А. Бузакова от 11.08.2017 действительное наименование «Магадан» передано третьей ДЭПЛ пр. 636.3 для ТОФ.
2. ПЛАК пр. 971 К-322 («Кашалот») − в долговременном хранении в Амурском судостроительном заводе; возраст без малого 29 лет. АСЗ, который построил лодку, и куда она была доставлена для ремонта в транспортном доке «Зея» в 2003 г. (возможно, 27.10.2003), давно утратил соответствующие компетенции и отремонтировать корабль не сможет. ДВЗ «Звезда» и ЦС «Звёздочка» − не вариант (перегружены заказами и работают очень медленно).
Перспективы
На сегодняшний день атомные подводные силы ТОФ имеют и могут рассчитывать в общей сложности на пять РПКСН, пять АПКРРК и три ПЛАК из тех, что находятся в составе СПГ и в небезнадёжном ремонте. При этом бросается в глаза катастрофическая нехватка многоцелевых ПЛА и почтенный возраст корабельного состава − в среднем 24,5 года (без «Бореев» − 28,3 года) при доле боевых единиц современных проектов всего 15,4% (2/13), если отвлечься от завораживающих рекламных слоганов ОСК и ВМФ, о «новых кораблях в старых корпусах» (949АМ и 971М).
В ближайшее десятилетие в ходе выполнения Госпрограммы вооружения 2018-2027 ситуация должна значительно улучшиться. Прежде всего, это относится к морским стратегическим ядерным силам − одной из составляющих триады, позволяющей нам строить своё будущее (включая ВМФ) независимо от чьей-то чужой воли (мало кто на этой планете обладает такой уникальной возможностью). Несмотря на то, что МСЯС не усиливают морскую компоненту общего назначения, а, напротив, ослабляют её из-за отвлечения боевых кораблей на обеспечение своего развёртывания (о чём не раз говорилось в блоге), их развитие заслуживает особо пристального внимания.
О том, что помимо двух имеющихся «Бореев» Тихоокеанский флот получит ещё два «Борея-А» (пр. 955А или 09552), уже сообщалось в прессе. Стремление установить (и поддерживать) паритет между СФ и ТОФ вполне разумно − его следовало бы придерживаться в отношении всего основного корабельного состава обоих флотов. В этом смысле после завершения серии 955А представляется логичным списать три оставшихся 667БДР (к концу 2021 г., когда ВМФ будет передан последний «Борей-А» «Князь Пожарский», средний возраст этих устаревших лодок с устаревшими ракетами, приблизится к 41 году), а шесть 667БДРМ разделить поровну между двумя флотами, после чего планомерно заменять их на новые «Бореи-Б» с доведением числа РПКСН в двух дивизиях до 2х8=16 единиц.
03.06.2017 Ю. Борисов заявил о планах Минобороны модернизировать четыре тихоокеанских «Антея» по пр. 949АМ в рамках новой ГПВ (с заменой «Гранита» на «Калибр» и оставшийся за кадром «Оникс»). Намерение в высшей степени благое, но с учётом медлительности «Звезды» трудновыполнимое. На мой взгляд, было бы правильнее вернуть один 949А на Север (уравняв тем самым численность их группировок) и провести модернизацию двух лодок на «Звёздочке». В этом случае и на СФ, и на ТОФ мы будем иметь по два чисто «противоавианосных» (949А) и по два многоцелевых (949АМ) атомных подводных крейсера, последние из которых будут предназначены прежде всего для выполнения задач неядерного сдерживания в составе соответствующих сил флота − СНЯС.
В части одной из самых болезненных тем для Тихоокеанского флота и для ВМФ России вообще − многоцелевой компоненты атомных подводных сил, можно сделать следующие предположения. До 2027 г. (вкл.) «Звёздочка» должна любой ценой сдать «Самару» и «Братск», при этом «Магадан» вероятно уйдёт в Индию, а «Кашалот» будет утилизирован − таким образом в составе ТОФ останется всего три, но зато вполне боеготовых ПЛАК пр. 971 и 971М. Кроме того, Минобороны намерено усилить тихоокеанский подплав тремя «Ясенями-М» (пр. 885М или 08851) − судя по географии наименований, это будут «Новосибирск», «Красноярск» и «Пермь» (головной корабль пр. 885М «Казань», как и пр. 955А «Князь Владимир» будут служить на Севере, что объясняется необходимостью их скрупулёзных испытаний и доводки на верфи-строителе − Севмаше).
Шесть многоцелевых лодок к концу 2027 г. на ТОФе против 12 единиц на СФ (3−885М, 1−885, 2−971М, 4−971 и 2−945А; 671РТМК, и 945, наверняка спишут) нельзя назвать справедливым соотношением. Тихий и Индийский океаны − не менее значимая и гораздо более обширная операционная зона, нежели Атлантика и Средиземное море. Немаловажно и то, что расстояние от Гаджиево и Вилючинска до Персидского залива будет примерно одинаковым (около 7700 миль) только в том случае, если лодки СФ пойдут через Суэцкий канал, что подразумевает полную потерю скрытности, и поэтому невозможно на практике; если же идти вокруг Африки, морской путь удлиняется до 12500 миль. Что касается ПЛА ТОФ, то при стандартной автономности в 90 суток и средней скорости на переходе в 16 узлов они могут находиться на боевой службе в районе Персидского залива не менее 50 суток. Поэтому, наверное, Главкомату и ГШ ВМФ имеет смысл подумать о выравнивании численности корабельного состава многоцелевых атомных подводных сил двух наших океанских флотов за счёт передачи с СФ на ТОФ трёх ПЛАК пр. 971 (чтобы поддерживать техническую готовность ПЛАБ пр. 945А, необходимы навыки работы с титаном, которые среди действующих СРЗ есть только на снежногорской «Нерпе»).
Автор — Александр Шишкин, впервые опубликовано здесь
Добавить комментарий