Успехи угледобытчиков на внешнем рынке заставили понервничать дальневосточных чиновников и энергетиков
На Дальнем Востоке три крупных энергетических предприятия с трудом смогли накопить запасы топлива, гарантирующие безопасное прохождение отопительного сезона. Поставщики угля предпочли гнать сырье на экспорт, где для них открылись большие возможности. И пока эта тенденция сохраняется. Об этом передает ДВ-РОСС со ссылкой на «Российскую газету».
Как сообщил «РГ» заместитель генерального директора по ресурсам Дальневосточной генерирующей компании Михаил Лущиков, запасы твердого топлива на Хабаровской ТЭЦ-3, а также Благовещенской и Артемовской теплоэнергоцентралях удалось довести до нормативов, установленных Министерством энергетики РФ. Однако он подчеркнул, что проблема неритмичных поставок угля не решена.
— Ввиду отсутствия порожнего подвижного состава, а также из-за приоритета отгрузки топлива в адрес морских портов для последующей продажи за пределы РФ мы наблюдаем негативную картину по доставке угля, особенно с предприятий Кузбасса и Красноярского края, — пояснил менеджер.
Эту «картину наблюдают» с осени. В октябре во время селекторного совещания с зампредом правительства России Дмитрием Козаком губернатор Амурской области Александр Козлов заявил, что из-за отсутствия вагонного парка допущено отставание завоза угля из Красноярского края для котельных в северных районах.
— Все вагоны задействованы на экспортных поставках, и мы каждую неделю вынуждены изыскивать их для завоза топлива на амурские энергоисточники, — сказал глава региона.
Через несколько дней министерство ЖКХ Приамурья распространило информацию о том, что меры приняты, система снабжения восстановлена, запасы угля на котельных превысили 109 процентов. Однако уже через неделю глава «РусГидро» Николай Шульгинов обратился к вице-премьеру Аркадию Дворковичу с просьбой посодействовать решению все той же проблемы, характерной, как выяснилось, не только для Приамурья. По словам Шульгинова, запасы топлива на Хабаровской ТЭЦ-3, Благовещенской и Артемовской ТЭЦ в течение всего октября сокращались, подвоз осуществлялся в пределах 40 процентов от графика. Руководитель компании предрек, что это чревато ограничениями подачи тепло- и электроэнергии потребителям.
Перебои со снабжением топливом предприятий энергетики вызваны двумя факторами. С января прошлого года в стране запретили продлевать срок службы старого подвижного состава. В результате было списано 70 тысяч полувагонов — это седьмая часть парка. Частично их заменили новыми, но в то же время резко возрос спрос на российский уголь за рубежом. К примеру, Федеральная грузовая компания за девять месяцев 2017-го увеличила объем его экспортных перевозок в полувагонах сразу на 18 процентов.
Перевозчики везут то, что им грузят. А угледобывающие компании, пользуясь благоприятной конъюнктурой на внешних рынках, предпочитают в первоочередном порядке гнать сырье на экспорт. Для обеспечения топливом местных энергетических предприятий подвижной состав выделяется по остаточному принципу.
Аналитики считают, что в январе, с окончанием «высокого» сезона экспортных поставок, проблема сойдет на нет сама собой. Но в это время уже надо будет думать о подготовке к следующему отопительному сезону. И пока нет предпосылок к тому, что нервотрепки для энергетиков и местных властей станет меньше.
Пропускная способность терминалов, ориентированных на вывоз сырья за рубеж, растет. К примеру, в бухте Мучке на территории Хабаровского края в этом году впервые было переработано более 20 миллионов тонн угля (в том числе доставленного из Красноярского края). А в проекте — увеличение мощности этого терминала до 30 миллионов тонн.
Угледобытчики, вкладывающие в подобные объекты многие миллионы рублей, конечно же, планируют эксплуатировать их на полную мощность. Это прекрасно. Реализация подобных планов приведет к пополнению бюджетов и даст работу населению. Но будет совсем хорошо, если наращивание экспортных поставок не заставит местных чиновников и энергетиков кричать «караул» во время отопительного сезона.
Владимир Таюрский
Добавить комментарий