Top.Mail.Ru

Сто дней врио губернатора Приморского края Андрея Тарасенко

Курс на «политическую реновацию» Консалтинговый центр «Expert Group» начинает серию докладов, посвящённых анализу и объяснению политических процессов в Приморском крае, передает ДВ — РОСС.

Первый доклад посвящён деятельности временно исполняющего обязанности губернатора Приморского края Андрея Тарасенко. 11 января 2018 года исполняется сто дней с момента его официального назначения. Мы полагаем, что к этому сроку можно проанализировать первые решения и заявления главы региона, а также обозначить приоритетные задачи, стоящие перед ним.
Говоря о перспективах Андрея Тарасенко на посту губернатора Приморского края, мы исходим из гипотезы о том, что выстраивание конструктивных отношений с политическими факторами позволит главе региона улучшить социально- экономические показатели Приморского края. В рамках данной гипотезы мы будет использовать такое понятие как «политическая реновация» — процесс реконструкции региональных политических институтов и коммуникаций с политико-финансовыми группами.

Методологической основой данного аналитического доклада является бихевиоральный подход, ввиду того, что на данный момент уместно сосредоточить внимание исключительно на механизмах осуществления власти и, как следствие, на политическом поведении Андрея Тарасенко. Вместе с тем, для решения конкретных задач мы опираемся на политический анализ, а именно на такие его стадии , как
ситуационный анализ (фрагментарный анализ ситуации) и политическое прогнозирование (поисковые прогнозы). В числе вспомогательных методов также были использованы наблюдение, контент- и ивент- анализ.

Обстоятельства назначения Андрея Тарасенко

4 октября 2017 года Президент РФ Владимир Путин подписал Указ «О досрочном прекращении полномочий Губернатора Приморского края», согласно которому была принята отставка по собственному желанию со стороны Владимира Миклушевского, а временно исполняющим обязанности губернатора Приморского края был назначен Андрей Тарасенко. Данное решение было принято на второй за 2017 год волне губернаторских отставок, в рамках которой свои посты покинули 11 губернаторов.
Новость о назначении Андрея Тарасенко сопровождалась набором конспирологических версий о его контактах с федеральными политико-финансовыми группами (ПФГ). В частности, сообщалось, что, занимаясь рыбной отраслью с 1997 по 2003 гг., Андрей Тарасенко был связан с экс-губернатором Приморского края Евгением Наздратенко. Также отмечалось, что во время работы в государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Андрей Тарасенко познакомился с нынешним первым заместителем руководителя Администрации Президента РФ Сергеем Кириенко (возглавлял корпорацию с 2005 по 2016 гг.), что и могло способствовать его согласованию на пост главы Приморского края. В целом в информационном поле отмечалось, что Андрей Тарасенко за время работы в ФГУП
«Росморпорт» выстроил конструктивные отношения с представителями крупного бизнеса («братья Ротенберги»), а также членами правительства РФ. Однако обсуждение неформального бэкграунда Тарасенко не нашло своего продолжения в информационном поле, ввиду того, что главным гарантом федеральной поддержки Андрея Тарасенко является глава государства, который и принял решение о его назначении.
Стоит отметить, что публичную поддержку главе региона продемонстрировал полпред президента в ДФО Юрий Трутнев. Полпред лично представил региональному политическому истеблишменту Андрея Тарасенко 6 октября 2017 года. Данное мероприятие было достаточно символично, учитывая то, что на инаугурацию Владимира Миклушевского в 2014 году, Юрий Трутнев направил лишь приветственное слово.

Несмотря на поддержку со стороны федерального центра было очевидно, что решение о назначении Андрея Тарасенко было продиктовано усложнением ситуации в регионе по ряду направлений. И хотя анализ причин смены руководства Приморского края находится вне предметного поля данного исследования, мы отмечаем, что главным вызовом для нового главы региона стало так называемое «наследие» его предшественника Владимира Миклушевского – совокупность проблемных точек в различных сферах региона.

— Снижение темпов социально-экономического развития. Приморский край по состоянию на середину 2017 года «проседал» по многим федеральным критериям оценки эффективности .

— Межэлитные конфликты. Наиболее ярким примером стал затяжной конфликт с мэром Владивостока Игорем Пушкарёвым. В 2017 году Владимир Миклушевский также усложнил взаимоотношения с экс-мэром краевого центра Владимиром Николаевым, после неудавшейся операции по выдвижению его пула кандидатов на выборы депутатов Думы Владивостока. Сложная ситуация сохранялась и в ряде муниципальных образований, где региональным властям не удавалось урегулировать политические конфликты, зачастую провоцируя их (Большой Камень, Находка, Лесозаводск, Спасск-Дальний, Партизанск).

— Коррупционные скандалы. В период с 2016 по 2017 гг. администрацию Приморского края и команду Миклушевского захлестнула волна уголовных дел, которая продолжилась и после отставки губернатора.

— Падение рейтинга губернатора. В среднем по Приморскому краю рейтинг Миклушевского по состоянию на август 2017 года колебался в районе 30-33 %.
Таким образом для Андрея Тарасенко была сформирована некая объективная социально-политическая среда, обусловленная рядом позитивных и негативных факторов.

Позитивные факторы

• Атмосфера повышенных ожиданий
• Положительный образ (в первую очередь за счёт того, что Андрей Тарасенко родом из Владивостока)
• Поддержка со стороны Федерального Центра

Негативные факторы

• Общее недоверие к персоне губернатора
• Накопившиеся региональные проблемы
• Долгий период подготовки к собственным выборам

Погружение в региональную повестку

Учитывая положение дел в регионе, Андрей Тарасенко изначально взял на себя роль медиатора в экономических и политических процессах, в попытках нормализовать ситуацию.
Одним из первых направлений, на котором сосредоточил своё внимание Андрей Тарасенко, стала точечная помощь региональной промышленности. Личное включение главы региона практически сразу привело к возобновлению работы Владивостокского бутощебёночного завода, находившегося на грани закрытия из-за продолжительного недопонимания с департаментом природных ресурсов и окружающей среды Приморского края. Это позволило сохранить около 200 рабочих мест и ежегодное поступление налоговых отчислений на сумму более 160 миллионов рублей.
За прошедшие несколько месяцев Андрей Тарасенко сменил руководство на двух крупнейших предприятиях Приморья: Лермонтовский ГОК и ГМК «Дальполиметалл». Кроме того, Тарасенко высказался о необходимости смены собственника Дальнегорского ГОК, однако, учитывая сложности процедуры, региональным властям только предстоит решить эту проблему.
Фоновая информационная повестка вокруг Андрея Тарасенко строилась посредством фиксации острых социально-экономических тем. В ходе публичных мероприятий врио губернатора обозначил следующие проблемные точки: высокие цены на продукты питания, состояние дорожной нфраструктуры (в том числе проблема аварийных мостов), доступность финансовых услуг, лесное хозяйство, проблема угольной пыли, здравоохранение, поддержка сельского хозяйства, долги по заработной плате и сфера ЖКХ. Для решения некоторых из них появился и ряд совещательных структур, таких как Морской совет и общественный совет производителей, переработчиков и продавцов Приморского края.
Отдельное внимание Андрей Тарасенко уделял инспекциям региональных долгостроев. За три месяца глава региона посетил стройки Хаяттов, православного храма в центре Владивостока и онкодиспансера. При этом не все сопутствующие решения врио губернатора были восприняты позитивно. Так, заявление о необходимости достройки двух гостиниц «Хаятт», вызвало споры в публичном поле, которые продлились недолго как раз-таки за счёт фактора атмосферы повышенных ожиданий.
Стоит сказать, что обозначенные главой региона приоритеты точечно были отражены в итоговой версии бюджета на 2018 год, который был принят в фоновом для региональной повестки режиме и не вызвал ожесточённой дискуссии даже со стороны системной оппозиции. Таким образом, первые шаги Андрея Тарасенко были направлены на стабилизацию социально-экономического положения в регионе без погружения в стрессовое состояние, в том числе через возможную перевёрстку бюджета или громкие заявления.

Характерной особенностью данного периода стал прорыв в сфере политических коммуникаций, что фактически можно считать начальным этапом «политической реновации». Наиболее ярким примером стала нормализация отношений с командой экс-мэра Владивостока Игоря Пушкарёва. Андрею Тарасенко удалось достичь ряда договорённостей с руководством города меньше чем за месяц с момента своего назначения, после которых исполняющий обязанности главы Владивостока Константин Межонов перешёл на пост вице-губернатора Приморского края по вопросам образования и культуры, а на его должность был согласован первый заместитель главы Владивостока Алексей Литвинов. Подобный пакет кадровых решений позволил продемонстрировать лояльность и готовность к диалогу временно отстранённому от должности главы Владивостока Игорю Пушкарёву. Фактически эта ситуация была выгодна каждой из сторон. Игорь Пушкарёв смог деполитизировать своё уголовное дело, досрочно сложив с себя полномочия 3 ноября 2017 года, а Андрей Тарасенко решить вопрос фактического отсутствия мэра административного центра, запустив процедуру по замещению должности главы Владивостока при условии сохранения в том или ином виде преемственности команды Пушкарёва.
Нужно сказать, что сама по себе процедура по выборам главы была проведена достаточно организационно и технологически грамотно. Внутриполитическому блоку администрации Приморского края удалось продемонстрировать приверженность принципам открытости, конкурентности и легитимности, несмотря на то, что основные переговорные процессы и согласования были скрыты от общественности. В конечном счёте, главой Владивостока был избран бизнесмен Виталий Веркеенко. Для Андрея Тарасенко данная тема стала первой крупной победой в сфере политических коммуникаций, так как удалось в сжатые сроки договорится с политическими акторами отработать в рамках ранее обозначенных «правил игры».
Вместе с тем, Андрею Тарасенко пришлось включаться и в политическую ситуацию в других муниципальных образованиях. В наиболее горячей точке политической напряженности — Большом Камне глава региона провёл цикл переговоров с местными элитами, что в итоге привело к обозначению понятных рамок проведения конкурса на должность главы администрации городского округа. Ещё одним муниципалитетом, куда пришлось лично включиться врио губернатора, стал Партизанский городской округ, где депутаты городской Думы инициировали процедуру отставки главы Александра Зражевского. По решению главы региона вопрос был снят с повестки для дальнейшего урегулирования.

Говоря о «политической реновации» в регионе, интересным выглядит и формирование контактов Андрея Тарасенко с политическими партиями. Ключевым обстоятельством в данном случается является беспартийность главы региона, что позволяет ему быть равноудалённым от партийных организаций. На протяжении прошедших ста дней Тарасенко продемонстрировал готовность к диалогу и отсутствие
фаворитов среди региональных ячеек. Наглядным подтверждением стала встреча с депутатами от регионального отделения КПРФ, которая была освещена на уровне официальных ресурсов администрации Приморского края. Вместе с тем, нужно отметить, что спустя три месяца после назначения Андрея Тарасенко, в подвешенном состоянии находятся взаимоотношения с партией «Единая Россия». На данный момент «партия власти» хоть и демонстрирует свою системность (отчётливо это проявилось при принятии решения по голосованию за кандидатуру Виталия Веркеенко на пост главы Владивостока), однако не пытается каким-либо образом усилить линию взаимодействия с главой региона. Впрочем, подобное состояние было прогнозируемо, учитывая то, что в последние годы партия была встроена в региональную политическую систему (Владимир Миклушевский являлся членом партии «Единая Россия»), а также последние разговоры о желании секретаря Приморского регионального отделения партии Валентина Шуматова покинуть свой пост.

Своеобразными индикаторами положительных результатов запущенной «политической реновации» стало появление в публичном поле ряда бывших представителей региональной элиты, таких как экс-губернатор Приморского края Евгений Наздратенко и Сергей Дарькин, а также экс-мэр Владивостока Владимир Николаев.
Интересной особенностью событийной и информационной повестки вокруг Андрея Тарасенко стал обход темы борьбы с коррупцией или так называемой декриминализации региона, которую активно продвигал его предшественник
Владимир Миклушевский. Подобное абстрагирование является логичным курсом на отраслевое распределение полномочий, при котором каждое ведомство занимается своими направлениями. В данном случае борьба с коррупцией и криминалом – задачи правоохранительных органов. Стоит сказать, что силовые структуры действительно продолжили работать в этом русле и после назначение нового главы региона. В ноябре под домашний арест в рамках уголовного дела по злоупотреблению должностными полномочиями была отправлена экс-генеральный директор КГУП «Примтеплоэнерго»
Алёна Григорьева. Менее чем через месяц уголовное дело было возбуждено против бывшего первого заместителя губернатора Василия Усольцева по подозрению в получении взятки в особо крупном размере. Несмотря на тяжесть статьи, Усольцев вскоре был освобождён под подписку о невыезде. Позже в средствах массовой информации появилась информация о некоторых подробностях строительства отелей
«Хаятт», где фигурировали фамилии председателя Контрольно-счётной палаты Приморского края и экс-губернатора Приморского края Владимира Миклушевского.
Вместе с тем, нужно сказать, что гипотетически Андрей Тарасенко может влиять на данную сферу при помощи административных методов через выстраивание новой системы управления в регионе с последующей минимизацией возможностей злоупотребления должностными полномочиями и снижением коррупционных рисков.

Временная администрация Андрея Тарасенко

Сложившаяся ситуация в регионе предполагала, что до выборов губернатора Приморского края перед Андреем Тарасенко не ставится задача регионального прорыва по тем или иным направлениям. Роли медиатора было достаточно для того, чтобы сформировать атмосферу всеобщего консенсуса и консолидации, тем самым задействовав существующие региональные ресурсы для решения приоритетных задач.
Андрей Тарасенко начал выстраивать собственную временную администрацию по принципу «эффективности», фактически отодвинув на второй план критерий связей с местными ПФГ. На наш взгляд, на данном этапе у Андрея Тарасенко нет ресурсов для выстраивания постоянной кадровой структуры, в связи с чем временный статус краевой администрации является наиболее оптимальным форматом, как минимум до официального избрания в сентябре 2018 года.

Первые кадровые решения были связаны с точечной зачисткой команды Владимира Миклушевского и коснулись сразу четырёх вице-губернаторов: Игорь Степаненко (внутренняя политика), Евгений Полянский (информационная политика), Илья Ковалёв (образование, молодёжная политика), Денис Бочкарёв (сельское хозяйство). Спустя некоторое время свои посты покинули вице-губернатор Эдуард Портнов (строительство), Александр Юров (ЖКХ, ТЭК), а также первый вице- губернатор Василий Усольцев (промышленность, экономика). Кадровой зачистке подвергся ряд департаментов администрации Приморского края и КГУП «Примтеплоэнерго», где была уволена Алёна Григорьева.
В конечном счёте свои позиции во временной администрации Андрея Тарасенко сохранили три вице-губернатора из команды Владимира Миклушевского: Алексей
Сухов (аппарат администрации, организационные вопросы), Павел Серебряков (здравоохранение, спорт, социальное развитие), Геннадий Сыромятнов (правовые вопросы, взаимодействие с силовыми структурами). Стоит сказать, что с момента назначения Андрея Тарасенко свою публичную активность усилил Павел Серебряков. В частности, вице-губернатор комментирует в своих социальных сетях наиболее резонансные или спорные инициативы, фактически выступая первоисточником.
Наблюдая за точечной зачисткой кадровых позиций можно сделать вывод о том, что при назначении Андреем Тарасенко были получены рекомендации со стороны кураторов из администрации Президента, отслеживавших в постоянном режиме ситуацию в команде экс-губернатора Владимира Миклушевского.

Контрпроцесс по замещению вакантных должностей в команде Андрея Тарасенко был не менее интересен.
Дмитрий Братыненко (внутренняя и информационная политика). Одним из первых назначенных вице-губернаторов стал Дмитрий Братыненко, за которым был закреплён внутриполитический блок. Должность политического заместителя была усилена направлениями по информационной и молодёжной политике, а также международному сотрудничеству и туризму. Таким образом политический вице-
губернатор получил широкий спектр полномочий, позволяющий вести в одном ключе
региональную внутреннюю и информационную политику.
Само по себе назначение Дмитрия Братыненко было тактически верным (по некоторой информации, Братыненко был рекомендован новому главе региона представителями полпредства и администрации Президента РФ). Во-первых, он не был связан с местными ПФГ. Во-вторых, он успел погрузиться в политические процессы региона и изучить позиции ключевых политических акторов, так как начал свою работу в Приморье ещё весной 2017 года в рамках подготовки к избирательной кампании «Осень 2017». На данный момент вице-губернатор в целом успешно отработал тему назначения главы Владивостока, однако настоящей проверкой на прочность станут выборы Президента РФ 18 марта 2018 года.

Константин Межонов (образование и культура). До назначения вице — губернатором по вопросам образования и культуры Константин Межонов более полугода был исполняющим обязанности главы Владивостока. Фактически он стал первым «имиджевым паровозом» во временной администрации Андрея Тарасенко и подтвердил продуманность кадровой политики врио губернатора. Помимо того, что Константин Межонов имеет определённую электоральную поддержку со времён работы в Законодательном Собрании Приморского края и партии «Справедливая Россия», более всего он известен в образовательной сфере (ранее возглавлял управление образования и науки Приморского края).

Татьяна Казанцева (экономика и финансы). Назначение Андрея Тарасенко произошло за месяц до запуска процедуры принятия бюджета на 2018 год. Вполне вероятно, что для врио Губернатора было важно не только в короткие сроки вникнуть в бюджетные процессы региона, но и усилить позиции главного финансиста Приморья, директора департамента финансов Приморского края Татьяны Казанцевой. Это позволило сформировать атмосферу доверия между чиновниками, а также придать Казанцевой статус политического агента, способного более оперативно принимать решения в соответствии с приоритетами, обозначенными главой региона.
Александр Костенко (промышленность и лесное хозяйство). Ещё один вице — губернатор чья компетентность и опыт позволяют выполнять функцию «имиджевого паровоза». Вообще возвращение Александра Костенко в администрацию Приморского края можно считать одним из наиболее успешных достижений кадровой политики Андрея Тарасенко. При этом на этот раз Костенко отдали две важные сферы
– лесное хозяйство и промышленность, не взвалив на него экономический блок.

Вячеслав Дубинин (сельское хозяйство). Назначение Вячеслава Дубинина проходило в оперативном режиме, что судя по всему было связано со срывом кадровых договорённостей у Андрея Тарасенко, который после увольнения Дениса Бочкарёва заявил о наличии собственной кандидатуры на этот пост. Вместе с тем, Дубинин вполне компетентен для реализации промежуточных задач и контроле над сферой сельского хозяйства.

Алексей Немков (градостроительство, транспорт, земельные и имущественные отношения). Сфера градостроительства для Приморского края достаточно болезненная, и не случайно Юрий Трутнев подарил Андрею Тарасенко строительный мастерок в момент его назначения на должность врио губернатора Приморского края. Для Тарасенко было важным усилить данное направление компетентным человеком, с высоким уровнем личного доверия. Таковым оказался Алексей Немков, ранее занимавший пост заместителя Андрея Тарасенко в ФГУП «Росморпорт».

Станислав Ершов (представительство при Правительстве РФ). Ранее о должности вице-губернатора по взаимодействию с федеральными органами власти было известно в период непродолжительной работы Владимира Балана. Тем не менее, для Андрея Тарасенко необходимо иметь доверенное лицо с полномочиями представлять интересы региона в Москве (по некоторой информации, Ершов как
и Братыненко был рекомендован полпредством).
Гагик Захарян (ЖКК, ТЭК). Биография назначенного вице-губернатора говорит о наличии опыта работы в сфере энергетики. Более шести лет он занимал должность генерального директора в дочерней компании Министерства по атомной энергетике РФ ОАО «СтавропольАтомЭнергоСбыт» в г. Ставрополе. С 2009 по 2014 года по возглавлял компанию ЗАО «ЭнергоПроект» г. Санкт-Петербург, одну из крупнейших компаний в России, специализирующейся в области электроэнергетики.
Вполне вероятно, опыт Захаряна будет использован в ситуации с выводом из кризиса краевого предприятия «Примтеплоэнерго».

Константин Богданенко (социально-экономическое развитие региона). Назначение Константина Богданенко многими было воспринято как расторговка в процессе конкурса на пост главы Владивостока. Не исключая данного утверждения, мы исходим из формальной необходимости появления такого заместителя, учитывая реализацию механизмов развития Дальнего Востока, а также очевидный запрос на улучшение работы по данным направлениям со стороны полпредства Президента РФ в ДФО.

Произведённые кадровые перестановки показывают, что Андрей Тарасенко действительно руководствовался в первую очередь критериями эффективности для максимально продуктивной работы краевой администрации в переходный период.
Вместе с тем, если всё-таки обратить внимание на политическую составляющую данного процесса, то мы увидим, что временную администрацию Андрей Тарасенко формировал по принципу коалиции – объединение наиболее эффективных представителей местных ПФГ для достижения общих целей. При этом связь с ПФГ можно назвать условной, означающую формирование каналов прямой коммуникации с региональной властью, но не лоббированию интересов патронов.

В поисках образа будущего

Избранная Андреем Тарасенко модель поведения, основанная на готовности договариваться со всеми участниками региональных процессов, на начальном этапе показала свою эффективность. Итогом стали выстраивание контактов с представителями региональных ПФГ, формирование временной администрации и ряд достижений по проблемным точкам региона. В ближайшей перспективе это позволит Андрею Тарасенко решать первостепенные задачи, среди которых можно выделить:
— Сохранение социально-экономической стабильности в регионе;
— Завершение формирования временной администрации Приморского края;
— Обновление корпуса глав муниципальных образований;
— Формирование багажа «маленьких побед»;
— Успешное проведение выборов Президента РФ 18 марта 2018 года;

— Избрание на должность губернатора Приморского края 9 сентября 2018 года.

Стоит отметить, что над главой региона по-прежнему будет довлеть тема ускоренного развития региона в рамках механизмов развития Дальнего Востока.

Однако, как показывает практика, пробуксовки данной темы связана с системными аспектами, над которыми предстоит работать в ближайшие годы. Пока же образ будущего губернатора Приморского края формируется в рамках региональной проблематики, над которой нужно продолжать работать Андрею Тарасенко. Учитывая обозначенные задачи тактического плана и запущенный процесс «политической реновации», стратегической необходимостью для Андрея Тарасенко является создание устойчивой системы управления регионом, способной оперативно решать задачи по его развитию. При этом, мы имеем ввиду не только администрацию Приморского края, где может быть проведён комплекс мероприятий от точечной перенастройки функционала до тотальной реформы, но и выстраивание отношений с ПФГ. В конечном счёте этот процесс приведёт к созданию определённого рода политической сети.
Залогом стабильности подобной системы станет полная автономизация Андрея Тарасенко от политических и экономических процессов с точки зрения поддержки той или иной группы. Глава региона будет выполнять роль арбитра, что позволит ему, во-первых, сохранять за собой последнее слово в спорных ситуациях, а во-вторых, избегать прямых конфликтов с местными группировками. Подобная система также будет способствовать минимизации внутренних конфликтов в администрации Приморского края и препятствовать попыткам политических агентов действовать автономно от главы региона.

На данный момент можно сделать ряд краткосрочных прогнозов, учитывая обозначенные в регионе тенденции.

• Политические коммуникации в регионе будут приобретать системный характер. Для бизнес-среды и ПФГ будет подсознательно закладываться потеря интереса борьбы за власть как средства отстаивания собственных интересов. В новой системе управления Андрея Тарасенко более эффективным станет лоббистский потенциал региональных факторов;

• Модель управления регионом будет строиться на централизации и минимизации влияния на административные процессы представителей различных ПФГ;

• Команда губернатора попытается пройти избирательный цикл 2018 года при помощи консолидации элиты и политических факторов. В качестве компенсации участники процесса смогут претендовать на допуск к округам на уровне Законодательного Собрания Приморского края, губернаторскую квоту в Совет Федерации, а также новый состав администрации Приморского края;

• Тарасенко будет работать над собственным имиджем и речью. Образ «своего мужика» будет усилен через архетип «человек дела»;

• Врио губернатора Приморского края по-прежнему будет лично определять кадровую политику;

• Учитывая нынешнюю ситуацию в ряде муниципальных образований Приморья, возникшую не без влияния проведённой в 2014-2015 гг. реформы местного
самоуправления, одним из приоритетов для врио Губернатора на ближайшую перспективу станет продолжение обновления пула глав муниципальных образований;

• Андрей Тарасенко победит на выборах губернатора Приморского края. Однако выборы могут быть конкурентными, учитывая нынешнюю активность некоторых политико-финансовых групп.

Следующий доклад, в котором будет представлен более детальный анализ всей региональной политической системы, даны оценки позициям ключевых ПФГ, а также зафиксированы сдвиги в региональной политике Андрея Тарасенко, будет подготовлен к 4 октября 2018 года.

Консалтинговый центр «Expert Group»
Тел. 8 (423) 274-44-75
expertgroup-vl@mail.ru

Читайте ДВ-РОСС в Telegram

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Powered by WordPress | Designed by: SEO Consultant | Thanks to los angeles seo, seo jobs and denver colorado Test

На данном сайте распространяется информация сетевого издания ДВ-РОСС. Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 71200, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 27.09.2017. Врио главного редактора: Латыпов Д.Р. Учредитель: Латыпов Д.Р. Телефон +7 (908) 448-79-49, электронная почта primtrud@list.ru

При полном или частичном цитировании информации указание названия издания как источника и активной гиперссылки на сайт Интернет-издания ДВ-РОСС обязательно.


Яндекс.Метрика