Top.Mail.Ru

В марте исполнилось 50 лет трагической гибели экипажа подводной лодки «К-129» Тихоокеанского флота


В доме офицеров Тихоокеанского флота накануне Дня памяти погибших подводников собрались ветераны-подводники, в разные годы, служившие на подводных лодках проекта 629. Были на встрече командиры подводных лодок, механики, минеры, ракетчики.
Убеленные сединами ветераны, знавшие командира подводной лодки Владимира Кобзаря, членов экипажа, почтили память погибших подводников.

Встреча в память об экипаже «К-129».
Ветераны–подводники Тихоокеанского флота.

Мы многое знаем о жизни и службе экипажа подводной лодки ее командира, подготовки к последнему боевому походу, но, наверное, в обозримом будущем, не узнаем истинной причины гибели экипажа, передает ДВ — РОСС.

Как вы знаете, десятки статей написано о подводной лодке «К-129», сняты документальные фильмы.
Мы посмотрели документальный фильм американского режиссера Майкла Вайта «Азорские острова: Поднятие К-129», рассказывающий о проведении уникальной операции по подъему подлодки.

Важнейшими эпизодами, показанными в этом фильме, для нас подводников, были положение лодки на грунте, ее состояние, в каком положении находятся выдвижные устройства. Это могло многое прояснить.

Этим анализом мы и занялись.

По состоянию пл на грунте и положению выдвижных устройств можно сделать вывод:
Подводная лодка лежала на грунте на правом борту, кормовая часть, начиная с 5-го отсека, находилась в 100 м от носовой части. Разрушены ракетные шахты.
Такое положение подводной лодки стало возможным при следующем развитии событий, когда после прохождения предельной глубины погружения, были раздавлены ракетные шахты, произошел взрыв топлива и окислителя ракет. В районе 4-го отсека подводную лодку разорвало и две ее половины начали самостоятельное погружение, планируя в слоях воды.

Поднятые выдвижные устройства:
— шахта РДП (работа дизеля под водой) сопряженная с поисковой станцией «Накат» предназначенной для обнаружения работающих радиолокационных станций надводных и воздушных целей;
— радиолокационная станция обнаружения надводных целей «Альбатрос»;
— перископ также был поднят, но при погружении за предельную глубину тросы ствола перископа порвались и перископ самопроизвольно опустился;
— антенна радиосвязи «ИВА» также опустилась из-за отламывания удерживающего ее в вертикальном положении штока.
При таком положении выдвижных устройств подводная лодка могла находиться в двух положениях:
1. В надводном положении.
2. Под перископом.

Шла зарядка аккумуляторной батареи (АБ).
При зарядке батареи в надводном положении работают все 3 дизеля подводной лодки, два обеспечивают заряд АБ, третий средний работает на винт (среднюю линию вала).
На перископной глубине работают два дизельгенератора. Один на заряд батареи, один на винт. Это при условии благоприятной погоды (волнении моря до 2-3-х баллов) время заряда батареи значительно увеличивается.

В условиях океанской зыби и шторма ПЛ под одной линией вала не удерживается на заданной глубине, погружается или всплывает под рубку. Подводная лодка под перископом управляется с трудом, как говорят механики очень «инертна».

Вместе с тем анализ погодных условий в районе плавания подводной лодки был следующим. 1 марта 1968 года через район подводной лодки проходил глубокий циклон, 4 марта 1968 года подошел еще один с давлением в центре менее 972 миллибаров. Ветер 20 м/с, порывы до 25 м/с. Высота волн составляла более 5 м, а это центральная часть Тихого океана с его мощной зыбью. Насколько сложно было управлять подводной лодкой на перископной глубине, находящейся под РДП, можно только представить.

Опыт эксплуатации подводных лодок проекта 629 в условиях океанской зыби Тихого океана свидетельствует, что многие командиры ПЛ по предложениям своих механиков были вынуждены всплывать на зарядку АБ в надводное положение допуская при этом ряд ограничений и нарушений инструкции по управлению подводной лодкой.
Это могло происходить в случаях, когда батарея длительное время эксплуатировалась на подводной лодке, имела ряд ограничений.

В надводном положении отдраивался верхний рубочный люк ПЛ, переборочные двери в нос и корму и воздух засасывался дизелями через люк ПЛ поступая через переборочные двери между отсеками.
6-й отсек дизельный, во втором и пятом отсеках размещены аккумуляторные батареи. Переборочные двери в нос и в корму по 6-й отсек отдраены и поставлены на крюк.
Под перископом воздух поступал к дизелям по системе вентиляции и подачи воздуха дизелям. При таком режиме не удавалось полностью зарядить АБ продолжался ее разряд и при минимальной плотности электролита, разряженной батарее командир вынужден был всплывать для ее зарядки в надводное положение, как правило, в ночное время.

В надводном положении на мостике командир или старпом, вахтенный офицер и сигнальщик.
Под перископом в боевой рубке при всплытии, командир.
Как было указано выше, поднятые выдвижные устройства говорят о том, что шла зарядка АБ и вентилирование подводной лодки.
Подводная лодка находилась в надводном положении. экипаж находился в отсеках по боевой готовности № 1 (по боевой тревоге). Об этом факте говорит наличие в первом отсеке 6-х погибших подводников. По боевой тревоге в отсек находятся: — командир Б-3, два торпедиста, рулевой сигнальщик, трюмный и химик-санинструктор.
Велось постоянное наблюдение за воздушной и надводной обстановкой. В работе станция обнаружения радиолокационных сигналов «Накат», периодически, для освещения надводной обстановки включалась радиолокационная станция «Альбатрос». На мостике подводной лодки командир или старпом, вахтенный офицер, рулевой-сигнальщик.
Скорость ПЛ под одной линией вала составляла 4-6 узлов.
Необходимо обратить внимание, если бы подводная лодка находилась под перископом, тогда радиолокационная станция «Альбатрос» находилась бы в опущенном состоянии.

На снимках подводной лодки на грунте отчетливо видна поднятая антенна «Альбатрос».
В статье Ильи Курганова, размещенной в средствах массовой информации «Гибель К-129 – тайна почти раскрыта» сделано предположение: «…Таким образом, при сопоставлении информации от советской и американской сторон можно сделать важное предположение, ранее не рассмотренное и не обсуждавшееся специалистами: К-129 как минимум трое суток до момента затопления 11 марта находилась в аварийном состоянии с невозможностью передать РДО и сигнал об аварии».

Можно предположить, что с 8 марта подводная лодка не могла передать контрольное радио в соответствии с боевым распоряжением на поход. Командир подводной лодки не получая квитанции (подтверждения) на передаваемые радиодонесения вынужден был всплывать и снова пытаться передать радио.
При аварийном состоянии подводной лодки и борьбе за ее живучесть в течение 2-3 суток в надводном положении, она не могла внезапно погрузиться и весь экипаж погибнуть. На акватории океана должны были остаться следы покидания подводной лодки – часть экипажа, спасательные жилеты, плоты.

Теперь об обнаружении места гибели ПЛ «К-129» силами разведки ВМС США. Американская версия выглядит следующим образом. Обнаружив факт выхода в море большого отряда кораблей и судов Тихоокеанского флота СССР в марте (в общей сложности в поисках на разных этапах было задействовано около 36 кораблей и судов, в том числе 4 дизельные подводные лодки, сделано 286 самолето-вылетов авиации флота), причем как с баз Камчатки, так и Приморья, разведка ВМС США сделала вывод, что потеряна подводная лодка и идет ее поиск. В дальнейшем по характеру поиска и маневрирования сил Тихоокеанского флота СССР американцы определили вероятный район поиска ПЛ. Надо понимать, что привлекаемые в то время силы и средства флота способны были только обнаружить на поверхности моря топливо, масло всплывшие из разрушенных цистерн, отдельные предметы. Такая задача, в общем, и ставилась командованием флота. Гидроакустических средств, способных обнаружить подводную лодку на дне, тем более на таких глубинах, на флоте не было. В итоге было обнаружено масляное пятно протяженностью приблизительно 10 миль и шириной 2 мили в районе гибели лодки. Наиболее вероятное место, таким образом, было определено, в том числе и американской стороной.

В дальнейшем, американская сторона объяснила обнаружение места катастрофы «К-129» следующим образом:
«…Обнаружение места катастрофы стало возможно благодаря развернутой США в Тихом океане системы наблюдения за ядерными взрывами под управлением Центра технических применений ВВС США (Air Force Technical Applications Center – AFTAC).
Система имела в своем распоряжении космические и воздушные датчики обнаружения факторов ядерных взрывов, а также сейсмические и подводные акустические. Подводная составляющая в Тихоокеанском регионе была развернута у побережья атолла Эниветок (архипелаг Ралик), атоллов Мидуэй, Уэйк и острова Оаху (Гавайские острова). Центр AFTAC получил в свое распоряжение и гидрофоны системы SOSUS центра наблюдения, расположенного на острове Адах.
Звуки взрывов на борту К-129 были зафиксированы кабельным судном «Альберт Дж. Майер» (USNS Albert J. Myer, T-ARC-6) 11 марта 1968 года в восточной части Тихого океана из точки с координатами 29 градусов 32 минуты с.ш. и 147 градусов 06 минут з.д., то есть на расстоянии в 1730 морских миль от места гибели К-129. Судно осуществляло плановые работы по обследованию гидрофонов, установленных на морском дне. Первое акустическое событие было зафиксировано около полуночи с 11 на 12 марта по местному времени (около 12:00 11 марта по Гринвичу), второе – через 6 минут после первого. Записи с гидрофонов системы SOSUS в период с 1 по 15 марта никаких конкретных результатов не дали, поскольку система имела слабые возможности по фиксации кратковременных акустических событий, а предназначалась для накопления, обработки информации и выявления длительно шумящих источников.
Сравнение данных с четырех пунктов наблюдения AFTAC и пункта наблюдения SOSUS, проведенные в техническом центре AFTAC, дали место источника акустических событий с точностью в 2 морские мили: 40 градусов 06 минут с.ш. и 179 градусов 57 минут з.д.».

Трудно представить и поверить, что анализ обнаруженных сигналов системой наблюдения за ядерными взрывами США с такой точностью позволил спрогнозировать место катастрофы «К-129».
А кто мог тогда представить, что возможно с такой глубины поднять подводную лодку? Какой специалист, какой НИИ ВМФ СССР?
Ни у кого и в мыслях тогда не было такого возможного варианта развития событий.
Американцы подняли первый отсек подводной лодки с торпедами. Две торпеды с ядерной головной частью, находящиеся в торпедных аппаратах были разрушены давлением воды. Специалисты США констатировали небольшое радиоактивное заражение корпуса пл и механизмов, ила накопившегося в отсеке подводной лодки.
Если взять во внимание информацию американской стороны о начале наблюдаемых разрушениях на подводной лодке 11 марта с 11час. 58 мин. по Гринвичу, тогда становится ясно, что местное время в районе катастрофы было ночное – 23часа 58 минут 11 марта.
В настоящее время, у части специалистов военно-морского флота продолжают оставаться сомнения в способности американской стороны, обнаружить в 1968 году и засечь место гибели подводной лодки «К-129» имеемыми в то время на вооружении техническим средствами наблюдения. Делается вывод, что обнаружение «К-129» стало возможно только при знании координат места катастрофы с той точностью, которая и позволила специальной подводной лодкой «Хэлибат», производя поиски в течение полутора месяцев обнаружить и сфотографировать погибшую подводную лодку. Как итог высока вероятность столкновения «К-129» с ПЛ США.
Важно сделать правильный вывод.
Давайте, насколько это возможно, рассмотрим события того далекого времени. После Второй мировой войны известно более 20 случаев столкновений советских (российских) подводных лодок с иностранными в подводном положении, причем более половины из них произошли с атомными подводными лодками США в районах боевой подготовки Северного и Тихоокеанского флотов. Американские подводные лодки вели активную разведывательную деятельность, командиры подводных лодок, осуществляя слежение, пренебрегали мерами предосторожности, сближались на недопустимо близкую дистанцию и сталкивались с нашими подводными лодками.
Анализируя известные подводные столкновения, приходишь к выводу: абсолютное большинство из них не закончилось затоплением, гибелью подводной лодки, даже не происходило разрушения прочных корпусов подводных лодок. Причин здесь несколько. Прежде всего подводная лодка, плавая в подводном положении (имеет плавучесть близкую к нулю), находится в совершенно других гидродинамических условиях, чем в надводном положении, их нельзя сравнивать. Подводные лодки при поисковых действиях и слежении маневрируют относительно друг друга, имея незначительные скоростные параметры. Все известные столкновения совершались подводными лодками, имеющими, как правило, скорость от 4-6 до 8-10 узлов, глубину погружения от 10 до 100 метров. Если учесть, что прочные корпуса подводных лодок имеют, как правило, полуторакратный запас прочности, то они могут выдерживать значительные динамические нагрузки. Обтекаемая форма прочного корпуса подводной лодки, наличие легкого корпуса, при определенных условиях играющего роль демпфера, приводило к тому, что в значительной мере разрушались при столкновениях легкие корпуса, прочные же корпуса получали в отдельных случаях прогибы, вмятины, но не разрушения. При этом подводные лодки получали значительные крены и дифференты, но не погибали.

Нахождение подводной лодки «К-129» в надводном положении, имеющей ход 4-6 узлов, ведущей постоянное наблюдение за надводной обстановкой, не дает основания считать вероятным «Случайное столкновение» с подводной лодкой или надводной целью. Не надо забывать, что лодка находилась посредине Тихого океана, на боевом патрулировании. Факты беспечности, невнимательности, халатности были недопустимы.
Что же произошло на подводной лодке, что послужило причиной ее гибели?
Одним из вариантов развития событий мог быть следующий.
Известно, что на поиски подводной лодки была направлена морская авиация Тихоокеанского флота. Факты ее вылета обнаружили средства наблюдения США. В район предполагаемого поиска были направлены самолеты базовой патрульной авиации США. Подводная лодка обнаружила работу радиолокационных средств самолета США и произвела срочное погружение. В результате нестандартной ситуации на борту подводной лодки, в том числе поступлении забортной воды внутрь прочного корпуса экипаж не смог удержать ее на заданной глубине. Произошел провал на запредельную глубину и гибель.
Вариантов развития событий послуживших основой дальнейшей трагической цепочке может быть много. Важно, что причиной послужило внезапное поступление воды внутрь подводной лодки и невозможность экипажа удержать подводную лодку на заданной глубине.
Подводная лодка до прихода ее на глубину, на которой началось разрушение прочного корпуса, была заполнена забортной водой.
Подводники мужественно приняли смерть там, где застал их сигнал «срочное погружение».
Представленный материал – попытка найти наиболее вероятный вариант развития событий, приведших к трагедии.

Председатель «Союза моряков-подводников Тихоокеанского флота»
вице-адмирал А.В. Конев.
11 марта 2018 года.

Читайте ДВ-РОСС в Telegram

One Response to В марте исполнилось 50 лет трагической гибели экипажа подводной лодки «К-129» Тихоокеанского флота

  1. Снова повторение версии неожиданного провала К-129. Только теперь, чтобы увязать с датой фиксации взрыва — 11 марта, предположили, что трое суток командир К-129 не мог передать РДО из надводного положения. Наши силы вышли его искать, американцы тоже заволновались, послали самолеты, уклоняясь от американских самолетов, К-129 утонула… По-моему, получился бред.
    Никто не хочет ответить на вопрос, почему ворвались при затопления только 2 шахты.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Powered by WordPress | Designed by: SEO Consultant | Thanks to los angeles seo, seo jobs and denver colorado Test

На данном сайте распространяется информация сетевого издания ДВ-РОСС. Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 71200, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 27.09.2017. Врио главного редактора: Латыпов Д.Р. Учредитель: Латыпов Д.Р. Телефон +7 (908) 448-79-49, электронная почта primtrud@list.ru

При полном или частичном цитировании информации указание названия издания как источника и активной гиперссылки на сайт Интернет-издания ДВ-РОСС обязательно.


Яндекс.Метрика