Идеалы Медведева: Китай и Путин?
Недавно президент страны Дмитрий Медведев чаёвничал с сотрудниками «Российской газеты», отмечающей 20-летний юбилей. Удостоенных по этому случаю государственных наград журналистов издания Медведев пригласил в свою подмосковную резиденцию «Горки».
Состоявшуюся встречу главы государства с журналистами и высказывания Медведева подвергли анализу на Радио Свобода (http://www.svobodanews.ru).
Отвечая на вопрос о пенсионной реформе, Дмитрий Медведев заявил: «Мы в ближайшие годы не планируем повышать возраст выхода на пенсию». Известно, что в последнее время министр финансов Алексей Кудрин неоднократно высказывался в поддержку этой непопулярной меры. Президент также подробно ответил на вопросы о планах повышения денежного довольствия военнослужащим и о проблемах высшего образования.
Директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко считает публикацию в «Российской газете» своего рода поворотным пунктом:
– На протяжении всего интервью Медведева продвигается одна тема – социально ответственное государство. При этом говорится, что все решения должны приниматься именно на политическом уровне. То есть, Медведев из политика, который был ориентирован на аудитории меньшинств и на проблематику, которая их больше всего волновала, – свобода слова, демократия, улучшение отношений с Западом, – уходит в другую проблематику: социальная защита населения, стабильность, сменяемость власти. Он меняет свой имидж и ориентируется на те группы населения, которые являются наиболее социально незащищенными, в том числе на пенсионеров.
Второй очень важный месседж, который я вижу в этом тексте, – анонс изменений в правительстве и в администрации президента. Медведев говорит, что и в правительстве, и в администрации президента много старожилов, которые должны уходить. Думаю, что это анонс каких-то кадровых перестановок. Медведев позиционирует себя, как центр политической системы, в том числе противопоставляя себя не только региональным начальникам, но и правительству. Обратите внимание, как он отвечает на вопрос о пенсионном возрасте: «Это не вопрос правительства, не вопрос министерства финансов, это политический вопрос, который, собственно, я и буду решать». Это достаточно заметное изменение акцентов. Это, несомненно, президентская предвыборная программа. Это очевидно.
При этом Евгений Минченко считает, что речь пока не идёт о прямом конфликте Дмитрия Медведева с Владимиром Путиным. Главной целью, по мнению политолога, является министр финансов России Алексей Кудрин:
– Алексей Леонидович, несомненно, один из самых близких людей к Владимиру Путину. Я считаю, что он, конечно же, входит в десятку самых влиятельных людей России. Но в то же время Кудрин является основным предметом для критики, и желающих его подвинуть очень много. Поэтому я не исключаю, что может быть предпринята попытка поменять министра финансов.
Коснулся Дмитрий Медведев и вопроса смены глав регионов. В интервью «Российской газете» президент заявил: «Я предложил значительное число новых губернаторов и считаю это абсолютно правильным. В стране должна быть дисциплина. Дисциплина идёт сверху».
Важным сигналом региональным элитам считает эти рассуждения Дмитрия Медведева президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов:
– Совсем недавно президента упрекали в том, что он не пояснил, почему был отрешен от должности Юрий Михайлович Лужков, считавшийся заслуженным членом высшего истеблишмента. В интервью видна вполне внятная позиция: это произошло из-за того, что Лужков не продемонстрировал понимания в отношении кадровой политики президента и не пошёл на компромисс в вопросе о смене власти в Москве, в вопросе о передачи власти его преемнику. Президент даёт понять, что с точки зрения кадровых принципов и подходов, которые он совершенно открыто продекларировал (то есть, возраст, количество сроков), в дополнительном обосновании нуждалось столь длительное пребывание Лужкова во власти. Отставка в любом случае назревала, она была политически естественной и необходимой, именно в силу названных, универсальных принципов. Юрий Михайлович почему-то не пошёл на компромисс, и это послужило причиной жёсткого конфликтного сценария отставки, который контрастирует с вариантом отставки Шаймиева, упомянутой в качестве положительного примера. Случай с Лужковым президент прокомментировал так, что его политика строится по формуле «ничего личного».
Не обошлось в беседе Дмитрия Медведева с журналистами «Российской газеты» и без обсуждения вопросов мировоззренческих. «Какое общество мы строим?» – спросили президента. «Мне хотелось бы, – ответил Медведев, – чтобы мы строили справедливое, современное и сильное государство, эффективную, социально ориентированную экономику». Ответ обтекаемый и не очень соответствующий репутации Дмитрия Медведева – приверженца либеральных ценностей. Образ российского президента-либерала – иллюзия, считает политолог Евгений Минченко:
– Образ либерала не создавался Медведевым. Образ либерала лепился из ожиданий. По сути дела, этот образ сложился из его социально-демографического портрета: интеллигентный, юрист, не силовик, преподавал, работал в бизнесе, вроде бы как-то очень либерально выглядит. Но если мы посмотрим на медведевскую риторику, она, в общем-то, далеко не либеральная.
Возможно, образцом «современного, сильного и эффективного государства» является для Дмитрия Медведева Китай, а его мировоззрение в сущности не отличается от мировоззрения Владимира Путина, говорит политолог Михаил Ремизов:
– Он этот ответ предварил цитатой из Дэн Сяопина: «Не важно, какого цвета кошка, лишь бы она ловила мышей». Эти слова как раз демонстрируют отказ от идеологизации политики и установку на максимальный прагматизм. Форма отношениия к идеологическим темам как раз характерна и для Владимира Владимировича Путина. Мне кажется, что мировоззренческий комментарий в интервью как раз получился вполне путинским.
Добавить комментарий