Как Дальневосточный Федеральный университет должен изменить жизнь целого региона
Как гласит местная легенда, пишет Злата Савицкая, в одну из поездок на Дальний Восток тогдашнего главы государства Владимира Путина кто-то из сопровождающих его крупных учёных предложил: а не создать ли крупный научный центр на базе Дальневосточного университета, институтов Дальневосточного отделения академии наук страны, океанариума и парка живой природы? Дескать, в брежневские же времена думали о науке (решение о создании Дальневосточного научного центра АН СССР было принято в 1970 году). И «сигнал снизу» был принят во внимание. В мае 2008 года, вскоре после подписания приказа уже нового президента страны Дмитрия Медведева, начались первые проектные работы.
До 2010 года Дальневосточным госуниверситетом 20 лет руководил Владимир Курилов. В его бытность университет вышел в передовые. Появились интернет-центр, исследовательский центр «Морская биота». Вуз получил гранты на инновации и на развитие направления «нанотехнологии». При Курилове началось строительство кампуса будущего Федерального университета на острове Русский.
Нынешней осенью ректором назначен бывший замминистра образования Владимир Миклушевский. Свой разговор с журналистами он начинает с рассказа о строительстве. «Корпуса строятся по новым технологиям, – рассказывает ректор. – Связь в кампусе будет самой современной, IT-телефония в качестве фиксированной связи… Сеть Wi-Fi, цифровое ТВ. Здесь будут технологии завтрашнего дня».
Предполагалось, что после саммита АТЭС в 2012 году остров Русский станет крупным рекреационным центром, включающим игорную зону. Решение о создании студенческого кампуса опрокинуло представления местных жителей о развитии региона в целом. Начались разговоры на тему «вузовской гигантомании» и «где набрать студентов». Опубликованные в СМИ результаты опроса старшеклассников подтвердили худшие опасения – учить практически некого. До 47% школьников намеревались покинуть регион. Эти же цифры, собственно, заставили власти задуматься о том, как сделать так, чтобы молодое поколение увидело на родине для себя хоть какую-то перспективу, и чем привлечь молодёжь из других регионов.
Ведущие университеты всегда делают упор на магистерские программы, подразумевающие интенсивную научно-исследовательскую работу. Но увеличение числа магистров и аспирантов обязательно предполагает наличие кампуса. Так всегда делают в Европе. Самое ценное для учёного люда – это время. Время, сэкономленное на переездах от библиотеки к университету, лабораториям и собственному дому. А летом отстроенный кампус при желании можно превратить в подобие Дальневосточного Селигера. Подстёгивали и другие обстоятельства…
«Вы, конечно, понимаете, что 50 тысяч студентов не бывает в университетах такого уровня, – уходит от «спекулятивной» цифры нынешний ректор (ранее говорилось, что ДВФУ откроет двери для 50 тыс. студентов – З.С.). – Мы ориентируемся максимально на 30 тысяч. Уже сегодня в нашем вузе – 25 тысяч. В будущем мы намерены поднять количество иностранных студентов до 30%. Три рынка образовательных услуг, на который планируем работать, – Китай, Вьетнам, Индонезия. Там много желающих получить высшее образование».
Чем ДВФУ будет привлекать иностранных студентов? По мнению Владимира Миклушевского, двуязычными программами и курсами, удовлетворяющими специфические потребности иностранных студентов. Стимулирующий фактор – мощная технологическая составляющая и лучшая профессура, российская и зарубежная. Наряду с направлениями – физика, химия, биология, геология, нанотехнологии и востоковедение.
До недавнего времени вуз в основном концентрировался на закупках оборудования. На эти цели уходило до 70% бюджета. Сегодня картина иная. «Инвестиции, которые сделаны, будут в дальнейшем замещаться другими доходами. Те процессы, которые запущены сегодня, – инвестиции в человека», – подчеркивает Миклушевский.
Одним словом, инвестиции в студентов и преподавателей. Работать здесь иностранные и российские преподаватели будут в том числе и вахтовым методом. А вот с филиалами ДВФУ будет осторожнее.
«На бренд университета плохо влияют слабые филиалы, – уверен Миклушевский. – Совсем отказаться от филиалов тоже нельзя, с наличием их у вуза есть больше шансов развиваться. Но если филиал оказывает услуги плохого качества – это, конечно, не более чем обман… Во многих филиалах присутствует в основном только гуманитарная составляющая, а территории нужны те специалисты, которые востребованы экономикой. Мы точно решим, где студентов оставим, а где – нет».

Столетние вузы со своей уникальной историей обречены… Уникальные здания будут распроданы и переданы невесть кому… Куда нам до Оксфорда И Кембриджа, собранные столетями книги из библиотек выбрасываются, а Японский университет, например, за Библию 15 века (неполный экземпляр) в 1987 году выложит больше 4 милл. долларов (почти 5). В ДВГУ были книги 18-19 веков, куда делись?. Куда нам — иное отношение к культуре, традициям, неумение сохранять и приумножать нажитое,поэтому и живем, в отличие от Европы, все как бы заново, начиная каждый раз сначала, вот и нищие всегда…