Top.Mail.Ru

За чертой раскола. Русская православная церковь разорвала отношения с Константинополем


Синод Русской православной церкви (РПЦ) в ответ на действия Константинопольской православной церкви и ее предстоятеля патриарха Варфоломея по присвоению автокефалии раскольническим церковным структурам на Украине в понедельник принял решение разорвать все отношения с Константинополем. Этот шаг, о котором ранее неоднократно предупреждали иерархи РПЦ, был предпринят потому, что Украина является канонической территорией Московского патриархата и попытка создать здесь новую Церковь РПЦ считает грубым вторжением в свои пределы, передает ДВ-РОСС со ссылкой на ТАСС.

«На заседании священного синода принято решение о полном разрыве общения с Константинопольским патриархатом», — сказал журналистам глава Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) митрополит Волоколамский Иларион по итогам заседания синода.

Он отметил, что это решение было принято после того, как Константинополь заявил, что приступает к предоставлению автокефалии церкви Украины, отменил решение 1686 года о переходе Киевской митрополии под юрисдикцию Московского патриархата и снял анафему с глав двух неканонических церквей на Украине — Филарета из Киевского патриархата и Макария из Украинской автокефальной церкви. «Именно это является главной причиной, по которой мы вынуждены прервать общение с Константинопольским патриархатом как полностью идентифицировавшим себя с расколом», — подчеркнул митрополит.

Глава ОВЦС добавил, что отмена решения 1686 года противоречит исторической правде.

«Константинополь объявил о намерении предоставить автокефалию части РПЦ, но не той части, которая когда-то находилась во владении Константинополя. Та Киевская митрополия, которая в 1686 году вошла в состав Московского патриархата, не совпадала с нынешней территорией Украинской православной церкви. Она была значительно меньше. Туда не входили такие территории как Донбасс, Одесса и другие области», — пояснил он.

В настоящее время на Украине действуют более 12 тыс. храмов и 200 монастырей канонической Украинской православной церкви (УПЦ) Московского патриархата.

Решение и последствия

По словам главы ОВЦС, решение о прекращении евхаристического общения делает невозможным дальнейшие совместные богослужения представителей двух церквей до момента пересмотра Константинополем своих заявлений. «Мы не сможем совершать совместные богослужения, наши архиереи и священники не смогут участвовать в литургии совместно с иерархами и священниками Константинопольского патриархата», — подчеркнул он и пояснил, что в противном случае факты вступления с раскольниками в евхаристическое общение являются каноническим преступлением и влекут соответствующее наказание.

В свою очередь, пресс-секретарь патриарха Московского и всея Руси Кирилла священник Александр Волков отметил, что верующие РПЦ не смогут молиться и причащаться в храмах на горе Афон из-за разрыва отношений между Московским и Константинопольским патриархатами. «Афон является канонической территорией Константинопольского патриархата со всеми вытекающими отсюда последствиями», — сказал Волков ТАСС.

Он пояснил, что разрыв отношений «для верующих нашей Церкви означает, что отныне и впредь до изменения позиции Константинополя и соответственно пересмотра своей позиции Русской Церковью, они не смогут участвовать в богослужениях, причащаться, молиться в храмах Константинопольского патриархата, принимать участие в других таинствах».

Ранее Волков отмечал, что своими действиями на Украине Константинополь перешел красную линию и нарушил единство мирового православия.

«Мы делали все, чтобы избежать раскола»

Решение синода является единственно возможным в сложившейся ситуации, поскольку РПЦ делала все, чтобы избежать осложнения обстановки, сказал ТАСС глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.

«Мне кажется, что Русская православная церковь делала все, чтобы этого не произошло. Я полагаю, что нам совершенно не в чем себя винить и что мы не давали никакого повода для таких действий, которые привели, как сегодня констатировали члены Синода, к выходу Константинопольского патриархата из канонического поля. Я думаю, что у членов Синода Русской православной церкви не было другой возможности ответа, поскольку это действительно выводит Константинополь за рамки существующих канонов и не позволяет находиться с ними в евхаристическом общении», — отметил он.

Легойда оказался не готов оценить продолжительность разрыва отношений, но выразил надежду, что Константинопольский патриархат пересмотрит свои решения.

«Надежда на то, что эти решения будут пересмотрены в Константинополе, присутствует вести себя нужно спокойно, с пониманием сложности ситуации, но все-таки с надеждой на то, что ситуация вернется к какому-то нормальному сосуществованию нашему», — сказал официальный представитель РПЦ.

Надежда есть

С мнением Легойды относительно возможности мирного разрешения сложившейся ситуации согласны и опрошенные ТАСС эксперты. «Важно сказать, что позиция церкви взвешенная, несмотря на требование и многих политиков, и православных консерваторов чуть ли не предать анафеме Варфоломея, сразу его низложить, основать в Турции приходы, начать действовать неразумно и радикально. Синод на это не пошел. Мне кажется, это как раз вселяет надежду на более мирное разрешение кризиса», — сказал ведущий научный сотрудник и руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН, религиовед Роман Лункин.

Специалист по истории церкви на Украине, профессор Православного Свято-Тихоновского университета Владислав Петрушко считает, что происходящее между двумя поместными православными церквями нельзя назвать новым Великим расколом, подобным произошедшему в XI веке, когда окончательно произошло разделение Церкви на Римско- католическую церковь на Западе с центром в Риме и Православную — на Востоке с центром в Константинополе. «Может, изменится все-таки что-то в Константинополе, может быть, что-то произойдет, поэтому говорить, что, как в XI веке произошло, и все, мы разделились, нельзя ни в коей мере», — отметил эксперт.

«Произошел откол небольшой части от мирового православия в лице Константинопольского патриархата, что расколом можно назвать с преувеличением»,- согласен с Петрушко религиовед Роман Силантьев, который назвал решения Синода ожидаемыми и логичными.

С другой стороны, напомнил Петрушко, когда Великий раскол происходил, к нему подводили похожие события, когда на время разрывали общение между Римом и Константинополем, потом восстанавливали, потом снова разрывали.

«Начиналось с малого, а пришло к разрыву окончательному. Поэтому, конечно, с одной стороны, рано ставить точку, с другой — надо опасаться того, как бы эти события не переросли в нечто большее. Пока ситуация развивается по самому неприятному сценарию, по самому отрицательному», — добавил он.

Что дальше?

Решения Синода РПЦ утверждают взвешенную позицию Русской церкви и на территории Украины, где Русская церковь прежде всего защищает интересы УПЦ, считает Лункин.

«Собственно, на Синоде присутствовал и митрополит Онуфрий, глава УПЦ. Поэтому я думаю, что, естественно, каждая фраза согласовывалась с митрополитом Онуфрием, чтобы это никак не повредило Украинской православной церкви. Это и стало причиной такой взвешенности решения, такой строгой аргументированности, без каких-то лишних эмоций, которые можно было встретить в заявлениях сентябрьских», — сказал эксперт.

По его мнению, на территории Украины теперь появляются фактически две большие православные силы: первая — УПЦ в составе РПЦ, вторая — «это некий конгломерат раскольников, признанных Константинополем, которые теперь подчиняются патриарху Варфоломею, потому что их он назвал Киевской митрополией, своей территорией».

«Здесь интересно отметить то, что в заявлении Синода особо отмечается, что Варфоломей попытался украсть у РПЦ то, что ему никогда не принадлежало. То есть Киевская митрополия в нынешней территории — это все-таки плод миссионерской работы, и расширение Киевской митрополии произошло уже в составе независимой РПЦ, а не то, что было в XVII веке», — сказал Лункин.

История вопроса

Попытки создать поместную православную церковь, независимую от Московского патриархата, украинские власти предпринимают с 1991 года. После госпереворота на Украине в феврале 2014 года новые власти активизировали кампанию за автокефалию.

7 сентября Константинопольский патриархат в ответ на обращение президента Украины Петра Порошенко «в рамках подготовки к предоставлению автокефалии православной церкви на Украине» назначил своих экзархов, то есть посланников, в Киев, который является канонической территорией Московского патриархата.

Обращение Порошенко о создании новой независимой церкви на Украине поддержали представители непризнанных мировым православием религиозных структур — Киевского патриархата и Украинской автокефальной правосланой церкви. Каноническая УПЦ об автокефалии не просила.

Порошенко также отмечал, что после получения автокефалии новой церкви каноническая УПЦ будет переименована в «Русскую в Украине», что поставит под вопрос само ее существование в стране. Глава непризнанного Киевского патриархата Филарет Денисенко призывал отнять у УПЦ все имущество.

Священный Синод РПЦ в ответ заявил, что действия Константинопольской церкви «являются грубейшим попранием церковных канонов», а затем приостановил поминовение РПЦ патриарха Варфоломея за богослужением и сослужение с иерархами Константинопольского патриархата.

В стране в настоящее время действует одна каноническая УПЦ, которая является самоуправляемой церковью в составе Московского патриархата, а также две непризнанные мировым православием церковные структуры — Киевский патриархат и Украинская автокефальная православная церковь.

Читайте ДВ-РОСС в Telegram

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


Powered by WordPress | Designed by: SEO Consultant | Thanks to los angeles seo, seo jobs and denver colorado Test

На данном сайте распространяется информация сетевого издания ДВ-РОСС. Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 71200, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 27.09.2017. Врио главного редактора: Латыпов Д.Р. Учредитель: Латыпов Д.Р. Телефон +7 (908) 448-79-49, электронная почта редакции primtrud@list.ru

При полном или частичном цитировании информации указание названия издания как источника и активной гиперссылки на сайт Интернет-издания ДВ-РОСС обязательно.


Яндекс.Метрика