Минэкономразвития выступило против возвращения крабовых аукционов
Минэкономразвития РФ дало отрицательный отзыв к законопроекту о крабовых аукционах. По мнению министерства, инициаторы закона не учли огромный перечень рисков и недостаточно обосновали решение о торгах, передает ДВ — РОСС.
Минэкономразвития РФ подготовило отрицательное заключение по итогам оценки регулирующего воздействия законопроекта о введении инвестиционных квот на добычу крабов, которые будут распределяться на аукционах, следует из информации на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
Замминистра экономического развития Савва Шипов указал на несоблюдение Минсельхозом процедуры подготовки законопроекта, социально-экономические риски для рыбопромышленной отрасли и финансовые потери для бюджетов всех уровней, сообщает Всероссийская ассоциация рыбопромышленников.
Напомним, первый вариант поправок в закон «О рыболовстве» был опубликован на официальном портале законопроектов в начале февраля. Предполагалось, что 50% общего допустимого улова крабов будет распределяться по квотам, закрепляемым за пользователями на 10 лет по результатам аукционов. На победителей аукционов возлагаются обязательства по строительству на территории России объектов, перечень которых определяется правительством России. Рыбопромышленная отрасль выступала резко против подобных новаций. Участники рынка призывали всех неравнодушных оставлять негативные отзывы о законопроекте.
Минэкономразвития также негативно отозвалось о законопроекте, указав на целый ряд рисков. Так, разработчиком заявляется в качестве главной цели законопроекта создание возможностей для входа на рынок под условием введения в эксплуатацию новых объектов, однако «не представлено информации о том, какого рода объекты необходимо будет построить, а также об объемах финансирования для строительства таких объектов». Кроме того, положение законопроекта о необходимости строительства новых судов в случае приобретения новых квот необходимо дополнительно согласовать с Минпромторгом России. Иных же способов «оздоровить» крабовый флот у инициаторов законопроекта не нашлось.
Минэкономразвития отмечает, что «разработчиком не проведен комплексный анализ существующей ситуации в рыбопромышленной отрасли и возможных альтернативных способов решения проблемы, описанной им как обоснование проектируемого регулирования». Так, например, многие компании под обеспечение выигранной на аукционе в 2016 году доли квот брали кредиты – и оплачивают их до сих пор, исходя из получаемой при промысле прибыли. По мнению представителей отрасли, отказ в 2019 году от принципа долгосрочного предоставления права на добычу (вылов) в отношении крабовых объектов приведет к немедленному отказу финансовых институтов от перспективного и действующего финансирования многих инвестиционных проектов в отрасли. Как следствие, это может привести к дефолту по обязательствам и возможному банкротству ряда рыболовных компаний.
В отчете приводится подробная информация о социально-экономических последствиях введения аукционной квоты для предприятий Магаданской и Сахалинской областей. По оценке Минэкономразвития, «изъятие половины квот добычи (вылова) краба приведет к приостановке реализации отдельных проектов на сумму 7 млрд рублей. Следствием проектируемого регулирования может быть отвлечение средств компаний на аукционы вместо инвестиций в производство».
Минэкономразвития сделало вывод о «недостаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования, а также о наличии положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации».
«На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о недостаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования», – говорится в заключении министерства.
Как заявил президент ВАРПЭ Герман Зверев, «специалисты департамента оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития проделали скрупулезный и объективный анализ 1492 поступивших замечаний. Мы увидели, что опасения и оценки рыбопромышленного бизнеса услышаны».
Свои замечания к законопроекту направили 27 компаний, организаций и даже администрации некоторых регионов: Российский союз промышленников и предпринимателей, некоммерческая организация «ВАРПЭ», некоммерческая организация «Ассоциация краболовов Севера», некоммерческая организация «Ассоциация краболовов Севера», Ассоциация рыбопромышленных предприятий Сахалинской области, НКО «Ассоциация добытчиков минтая», Ассоциация рыбопромышленников «Северо-Запад», Ассоциация добытчиков краба Дальнего Востока, Ассоциация рыбохозяйственных предприятий Приморья, «Магаданская ассоциация рыбопромышленников», Союз «Ленинградская областная торгово-промышленная палата», НО СРПП «КАСПРЫБА», ГК ФЭСТ, АО «Рыболовецкий колхоз «Восток-1», АО «Архангельский траловый флот», АО «Феникс», АО «Североморский Альянс», ООО «Вирма», ООО «Северные промыслы», ООО «Норд Пилигрим», ООО «Северо-западная краболовная компания», ООО «Северо-западная краболовная компания – Мурманск», ООО «Каскад-Приморье», правительство Архангельской области, Министерство сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия, Департамент промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа, Общероссийское отраслевое объединение работодателей рыбной отрасли «Российский союз работодателей-рыбопромышленников».
Примечательно, что Ассоциация судовладельцев рыбопромыслового флота и ООО «Русская Рыбопромышленная Компания» рисков и негативных последствий для бизнеса, которые могут возникнуть в случае принятия проекта акта, не усматривают. Отметим, что именно РРК Глеба Франка, которая недавно вышла на крабовый рынок, называли в отрасли инициатором изменений в законодательстве. В самой компании опровергали причастность к этому предложению, сообщает РБК.
Впрочем, отрицательное заключение Минэкономразвития формально не может заблокировать законопроект, но, по регламенту, теперь должны проходить согласительные совещания. Если разногласия не смогут уладить авторы законопроекта и департамент оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития, точку в споре поставят уже в аппарате правительства.
Законопроект будет рассматриваться правительственной комиссией по законопроектной деятельности 11 марта, рассказал собеседник РБК, причастный к обсуждению документа. Он напомнил, что законопроект был внесен в аппарат правительства под грифом «Для служебного пользования» в конце января, еще до проведения общественного обсуждения и оценки регулирующего воздействия.
Законопроект будет рассматриваться в текущей редакции, но по тем вопросам и рискам, которые указаны в отчете по итогам оценки регулирующего воздействия, готовятся разъяснения и дополнительные обоснования, сказал представитель Росрыболовства. Ряд вопросов связан с так называемыми отсылочными нормами, то есть с нормами, которые будут содержаться в подзаконных актах, – после разработки соответствующих подзаконных актов они будут сняты, добавили в Росрыболовстве. VL.RU
Добавить комментарий