Спасатели эвакуируют жителей Амурской области из подтопленных районов
Эффект неожиданности
25 июля на территории Амурской области ввели режим чрезвычайной ситуации из-за паводка. По данным на утро субботы, подтоплено почти 600 частных жилых домов в 16 населенных пунктах региона. Одно из полностью затопленных сел — Норск, Селемджанского района.
«Не думала, что вода будет прибывать так быстро, пока мы начали собирать вещи — вода хлынула и была уже везде. Мы думали будет, как в 1972 году или 2016 — она медленно тогда поднималась, мы и хозяйство успели и собрать, и поднять. А здесь вода хлынула», — рассказывает пенсионерка Елена Чумина, которую эвакуировали из Норска в Февральск на вертолете МЧС. Ее, как и многих других, поместили в пункт временного размещения на базе больницы.
По словам женщины, о паводке она узнала из листовки в почтовом ящике в 17:00 — за день до прихода волны. Но уезжать на автобусах с другими не стала. Сейчас женщина переживает о последствиях. «Дрова нужны, сушка [дома] нужна, стены отлетят, все отклеится. Как я на 12 тыс. рублей пенсии смогу все восстановить, и машинка полетела, холодильник», — говорит Елена.
Вопрос выплат — главный, который задают властям, в том числе — губернатору региона Василию Орлову, который в субботу совершал облет пунктов временного размещения. Пока жителям подтопленных домов положено 30 тыс. рублей при утрате единственного жилого помещения, 10 тыс. рублей за утрату имущества и 10 тыс. рублей — за утрату урожая из расчета на одно домовладение. Люди говорят, что эти выплаты не покроют и части расходов.
«Эти выплаты из регионального бюджета, суммы, за которые я сейчас готов отвечать. Давайте дождемся, когда уйдет вода, сейчас у ЧС региональный статус, если по ряду критериев он будет признан федеральным, то будет дополнительное финансирование. Каждый случай будем разбирать отдельно», — отвечает Орлов пострадавшим.
Лагеря и конфеты для детей
Но есть среди пострадавших и те, кто не задумывается о выплатах, — дети. Четырехлетняя Арина — первая, кто встречает в ПВР на базе общежития в Февральске. «Лежу на диване и играю с собачкой, черепашкой и хомячком, которых привезли другие [люди]. Еще были котята, но их быстро увезли», — рассказывает губернатору и начальнику регионального главка МЧС Матвею Гибадулину девочка и просится на облет.
Семью Шестаковых большая вода настигла в гостях у дедушки. Оперативно среагировать на угрозу они не смогли и семью эвакуировали вертолетом спасатели. Жители Февральска пострадавших встретили хорошо — помогли и едой, и одеждой. «А для детей привезли по мешку конфет», — говорит отец Арины Николай.
Для Арины и других детей власти готовы предоставить до 300 мест в летних лагерях. Но большинство пострадавших пока не готовы расстаться с детьми. «Я думаю, в ближайшие день-два родители согласятся с этой мыслью», — считает губернатор.
Условия жизни в ПВР примерно одинаковые везде: раскладные кровати с матрасами, еда — в столовых. На условия люди не жалуются. Во время облета выяснилось, что в регионе средства на ежедневное питание пострадавшим выделяются по нормам 2013 года, когда на Дальний Восток обрушился мощный паводок, который привел к самому масштабному наводнению — 250 рублей на человека. По распоряжению губернатора теперь эту сумму увеличат до 450.
«Хотелось бы, чтобы это был сон»
В селе Норск Селемджинского района по-прежнему остаются 86 человек, которые отказываются от эвакуации и не хотят бросать свои дома и хозяйства. Добраться до поселка теперь можно только вплавь, вертолеты МЧС с гуманитарной помощью приземляются на небольшой намытый участок моста, откуда на моторной лодке — до затопленного населенного пункта.
Основная часть отказавшихся от эвакуации разместилась на чердаке местной школы — это последнее сухое место в поселке. Первые дни паводка первый этаж полностью был затоплен, говорят спасатели. Сейчас, когда вода спала, тут бегают местные собаки, которых удалось спасти. Укрывшиеся на чердаке жители Норска не поддаются на уговоры и говорят, что их текущее положение дел устраивает.
«Все условия созданы, нам хорошо. Я всю жизнь так прожила, в Февральск [где находится пункт временного размещения] кого увезли, они там сходят с ума, а у нас на глазах [хозяйство], все видно. Нас тут обслуживают, всем обеспечили, и кормят, свет горит, что еще надо?» — спрашивает жительница Норска Ирина Селезнева.
Укрывшиеся от стихии на чердаке школы жители спят на матрасах, мобильной связи в селе нет.
Ирина Григорьева отправила в февральский ПВР внучку. «У меня внучка была с Благовещенска, ее отправила, а сама тут. Кормят нормально, мы и с собой взяли еды, что успели. Я, допустим, и два одеяла и подушку с собой взяла. Хотелось бы, чтобы власти помогли с последствиями, а еще чтобы все это был сон», — говорит женщина.
Остальные жители решили ночевать на крышах домов.
Особенности менталитета
Заместитель председателя правительства Амурской области Александр Нестеренко родился в селе Новокиевский Увал Мазановского района в 1947 году. Когда он познакомился с прогнозами, которые ожидают родной муниципалитет, сказал коллегам, что знает, как уговорить земляков, сменил галстук на полевой костюм, и за два дня и две ночи проехал шесть сел. Там Нестеренко вместе с сотрудниками Росгвардии и МЧС ходил по домам, из некоторых буквально за руку вытягивая жителей.
Согласно утренней сводке МЧС на 27 июля из Мазановки эвакуировано более 700 человек, почти 150 детей. «Бабушка с дедушкой, лет 60-65, ни в какую не хотели, но я показал хозяйке на внука, которого им на лето дочь привезла. Спросил хотят потерять что ли, у нее глаза и расширились, она предложила мне сесть и поговорить. А нам некогда, дали времени полчаса на сборы, ребята из Росгвардии помогли вещи поднять [с первого этажа], в итоге и дедушка уехал, и бабушка уехала, и внука спасли», — рассказывает Нестеренко, отмечая подготовленность МЧС и Росгвардии.
Нежелание жителей покидать дома Александр объясняет менталитетом. «Да и каждое наводнение имеет свои особенности. Люди привыкли, что у нас подтопление с реки Зеи, а сегодня у нас «сработали» реки Селемджа и Нора. К примеру, село Новороссийка не топилось в 2013 году, люди и говорят «прожили те наводнения и в это никуда не поеду», — поясняет Нестеренко.
Эвакуация людей продолжается. Волна паводка идет ниже по течению, вода пришла в Благовещенск — подъем пока составил 1,31 м, ожидается повышение до 2 м. «Но это прогноз», — подчеркивает Гибадулин.
Сотрудники МЧС готовятся к худшему сценарию — повторению самого масштабного наводнения в 2013 году. «Гидрологи Хабаровска сделали расчеты уровни воды: в некоторых местах выше на 2 м тех, которые были в 2013 году — это Селемджинский и Мазановский районы», — говорит начальник регионального главного управления МЧС.
Стабилизацию ситуации в этих районах ждут к 1 августа. «Но это, опять же, по прогнозу. Ниже по течению по Амуру проблемы будут в Константиновском, Михайловском, Архаринском районах, но опять же — это прогноз, будем смотреть по факту, может вода будет «раздвигаться» и таких больших проблем не будет», — резюмирует Гибадулин.
Добавить комментарий