Оказывается, утилизационный сбор за автомобили не расходуется на решение экологических проблем
Утилизационный сбор, взимается с каждого автомобиля – грузового и легкового, личного и коммерческого, с простого покупателя или сборочного производства. Однако сборы сборами, а информации, что на территории страны строятся новые предприятия, обеспечивающие экологические безопасную утилизацию транспорта или что действует госпрограмма, помогающая избавиться от отжившего свое автомобиля, не появляется.
Депутат Госдумы от Приморского края Алексей Корниенко по просьбе VL.ru направил запрос в правительство, чтобы прояснить, куда же идут деньги и сколько. Как следует из поступившего ответа Минпромторга, «утилизационный сбор введен в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа».
В прошлом году ставка «утиля» была проиндексирована, как говорит Минпромторг, для новых электромобилей на 14,8%, а для подержанных – на 17%. Индексация проводилась в том числе в целях компенсации инфляции, накопленной с момента утверждения ставок в 2014 году. О повышении утилизационного сбора для автомобилей с объемом двигателя от 1000 до 2000 «кубиков» на 90% сразу Минпромторг ничего не сказал. Зато отметил, что для физических лиц ставка как была 5200 рублей на «пробежную» машину и 3400 на новую, так и осталась.
Утилизационный сбор был введен после вступления России в ВТО в 2012 году. Общую сумму поступивших за это время платежей Минпромторг назвать сразу затруднился – эти цифры должны предоставить ФТС и ФНС России. По данным Счетной палаты РФ, в 2018 году сумма составила 263,2 млрд рублей. В этом году сумма за полгода уже равна 145,6 млрд рублей.
Минпромторг в прошлом году рассчитывал на меньшие суммы: в 2018 году планировалось получить 223,4 млрд рублей, а в 2019 – 259,8 млрд рублей. При этом общие поступления от утилизационного сбора в 2018 году должны были превысить аналогичный период 2017 года на 58,4 млрд рублей.
Путем нехитрых вычислений, которые, впрочем, не являются абсолютными, за семь лет взимания сбора получаем астрономическую сумму примерно в 1,5 триллиона рублей. Однако доход от утилизационного сбора, как оказалось, не имеет прямого отношения к решению экологических проблем в стране.
«Весь доход от взимания утилизационного сбора направляется в федеральный бюджет и является источником финансирования в том числе обязательств социального характера», – говорится в ответе.
Проследить путь сбора из федерального бюджета, разумеется, невозможно. Но Минпромторг дает нам и подсказку: «Государственная программа утилизации колесных транспортных средств, с перерывами действовавшая с 2010 года, в настоящее время не реализуется. Также необходимо отметить, что утилизация вышедших из обращения колесных транспортных средств осуществляется наравне с иными видами отходов на производственных мощностях предприятий по переработке лома металлов и не требует возведения специальных заводов по утилизации автомобилей».
Каким образом утилизационный сбор ограждает людей от вредоносного влияния автотранспорта, до сих пор остается загадкой, ведь даже на социальные нужды он расходуется «в том числе». При этом правительство не прекращает размышлять о новых повышениях ставок.
VL.RU
Добавить комментарий