Что принято делать на Ивана Купала?
По Православному календарю в этот же день отмечается рождество Иоанна Предтечи (Иоанна Крестителя): пророка, который крестил Иисуса Христа на реке Иордан. Православным христианам Церковь рекомендует в этот день молиться святому Иоанну Крестителю, а от участия в языческих гуляниях воздержаться.
Как отмечается Рождество Иоанна Предтечи?
Праздник Рождества Иоанна Предтечи отмечался восточными и западными христианами с III века, в начале IV века был введён в христианский календарь в день летнего солнцестояния. Полное название праздника в богослужебных книгах Православной церкви: Рождество честна́го славнаго пророка, Предте́чи и Крестителя Иоанна.
В Православной церкви Рождество Иоанна Предтечи относится к числу великих праздников (не будучи двунадесятым праздником) и празднуется за шесть месяцев до Рождества Христова: 7 июля (24 июня по старому стилю). Поскольку Рождество Христово было приурочено к зимнему солнцестоянию, то Рождество Иоанна Предтечи — к летнему.
Накануне праздника в храмах служится всенощное бдение. На Божественной литургии зачитываются стихиры и каноны, в которых прославляется Иоанн Креститель и его рождение. Верующим рекомендуется посетить эту службу. В этот день прихожане также совершают паломничества к православным святыням, названным в честь Пророка.
Рождество Иоанна Предтечи всегда приходится на Петров пост. Соблюдающие его в этот день имеют небольшие послабления: им разрешается есть рыбные блюда и выпить бокал вина.
Окунь, палтус и треска. Рецепты рыбных блюд на Петров постПодробнее
Что делали ранее на Ивана Купала?
Основная часть обрядов на Ивана Купала совершалась ночью. Считалось обязательным искупаться до захода солнца: на севере чаще в банях, а на юге — в реках и озёрах. Считалось, что с этого дня из рек выходила вся нечисть, поэтому вплоть до Ильина дня (2 августа по новому стилю) можно было купаться без опасений.
Ближе к закату разжигались костры. Вокруг костра водили хороводы, плясали, пели песни, через него прыгали: кто удачнее и выше прыгнет, тот будет счастливее. Девушки и парни, взявшись за руки, прыгали попарно через огонь: если во время прыжка их руки оставались вместе, то считалось, что это явная примета их будущего брака.
В Купальскую ночь часто гадали при помощи венков, опущенных в реку: если венок поплывёт, это сулило счастье и долгую жизнь или замужество. Изготавливали его до праздника из диких трав и цветов.
У славян было поверье, что накануне Ивана Купалы совершаются чудеса. Например, что вода, набранная из источников в день Ивана Купалы, обладала чудодейственной и магической силой. Считалось, что в ночь на праздник раз в году в лесу распускается цветок папоротника. Тот, кто найдёт этот мифический цветок и успеет его сорвать, сможет обрести богатство и магическую силу. Счастливчик получит возможность предсказывать будущее, научится понимать язык птиц, животных и даже растений. Цветок, по народным поверьям, также способен открывать любые замки и обнаруживать зарытые в землю клады.
Как связаны языческий и христианский праздники?
Долгое время считалось, что празднование Ивана Купалы на Руси связано с языческим божеством Купалой. Историк XIX века Андрей Кайсаров писал: «Русское божество, коего истукан стоял в Киеве. Купало был богом плодов, его причисляли к знатнейшим богам. В начале жатвы ему приносили жертвы. Тогда на полях зажигали большие костры. А юноши и девицы, цветами увенчанные, плясали около огня при радостном пении: наконец, скакали они и гнали своё стадо через огонь. Эти добрые люди думали, что он обезопасит их от леших».
Однако выяснилось, что на самом деле Иван Купала является славянским вариантом имени Иоанна Крестителя, а божества Купалы никогда не существовало. Летописец, зная о ритуалах на Ивана Купалу, принял название праздника за имя языческого бога. Впоследствии переписчики повторили ошибку, а ранние исследователи славянской мифологии посчитали, что в славянском пантеоне было такое божество.
Со времён Средневековья языческие обряды этого дня считались бесовскими и запрещались церковными властями всех конфессий. В частности, разгул купальских празднеств был осуждён в «Стоглаве», сборнике решений Стоглавого собора 1551 года.
Добавить комментарий