Масленица пришла, блины да мёд принесла
Масленица — последняя неделя перед Великим Постом – получила свое название от того, что во всю неделю разрешается употребление в пищу сливочного масла, молочных продуктов и рыбы. А вот от мяса стоит отказаться – мясопустная неделя уже прошла.
Издавна на Руси масленица отмечалась как радостный семидневный праздник, каждый отдельный день которого имеет свое название. Понедельник, повторим, — встреча. Утром свекор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери, вечером сами приходили к сватам в гости. Обговаривались время и место гуляний, определялся состав гостей. К этому дню достраивались горы, качели, балаганы. Начинали печь блины. Первый блин отдавался нищим на помин усопших.
Вторник — заигрыш. В этот день происходили смотрины невест. С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых. Для зазывания Масленицы произносили слова: «У нас горы снежные готовы и блины напечены — просим жаловать!».
Среда — лакомки у тёщи. В этот день зятья приходили к тёщам на блины. Приглашались и другие гости.
Четверг — разгуляй (разгул, широкий разгул). Гуляние разворачивалось во всю ширь: народ катался на лошадях, устраивались кулачные бои, шумные пирушки. Главное действие в четверг — штурм снежного городка.
Пятница — тёщины вечёрки. Теперь зятья приглашали в гости своих тёщ, угощали их блинами.
Суббота — золовкины посиделки. Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок. Новобрачная невестка должна была подарить золовке какой-нибудь подарок.
Воскресенье — проводы. Или целовальник, прощенный день. Последний день Масленицы — Прощёное воскресенье. В храмах на вечернем богослужении совершается чин прощения (настоятель просит прощения у других клириков и прихожан). Затем и все верующие, кланяясь друг другу, просят прощения и в ответ на просьбу отвечают «Бог простит». Начинают совершать великопостные службы. В этот день ходили в баню, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними. Остатки праздничной еды сжигали, посуду тщательно мыли. В конце праздника торжественно сжигали «чучело Масленицы», полученный пепел рассыпали по полям.
На масленицу в храмах начинают совершать великопостные службы. В среду и пятницу не совершается Божественная литургия, читается великопостная молитва святого Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми! Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу твоему. Ей, Господи Царю, дай ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси вовеки веков. Аминь». Эта молитва многократно повторяется за всеми великопостными богослужениями.
В последний день масленичной недели происходил ритуал проводов Масленицы. Чучело традиционно сжигали в северных, центральных и поволжских губерниях. Перед тем как сжечь, его возили целым поездом, в котором иногда насчитывалось несколько сот лошадей. В костёр с горящим чучелом бросали традиционную поминальную пищу (блины, яйца, лепёшки).
В южнорусских, среднерусских, западных и ряде поволжских губерний был распространён ритуал похорон Масленицы.
В Онежском уезде Архангельской губернии в последний день праздника по селу таскали поставленную на старые дровни шлюпку, в которой лежал заголенный сзади вымазанный суриком мужик. На реке Тавде распорядители проводов — Масленица и Воевода, совершали после объезда деревни пародию на очистительный от напастий обряд. Они раздевались до гола и в присутствии всех собравшихся зрителей имитировали своими движениями мытье в бане. В других местностях «король» праздника иногда произносил положенные ему по чину торжественные речи на морозе в полностью обнаженном виде или кривляясь, оголял при всех «срамные» части тела
В других губерниях прощание с Масленицей выступало как пародия похоронной процессии. Её участники носили по деревне чучело в корыте, люльке или специальном ящике-гробе. В процессии участвовали «поп» (девушка в сицевой ризе с бородой из пеньки или шерсти; роль мог исполнять и мужчина), «дьякон» с «дьячком», а также группа плакальщиц, замыкавшая шествие. В ряде случаев такое прощание с Масленицей приобретало черты масленичного поезда, в котором чучело помещали в сани, которые часто везли не лошади, а мужчины, после её сжигали. По повериям, это принесёт хороший урожай.
Церковь же призывает помнить, что Сырная седьмица – это подготовительная неделя к Великому посту, она посвящена примирению с ближними, прощению обид, подготовке к покаянному пути к Богу. В этом христианская составляющая масленицы. Масленица – это время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями, благотворению.
В народе же все масленичные обряды, по сути, сводились к сватовству, для того, чтобы после Великого поста, на Красную горку, сыграть свадьбу.
Добавить комментарий