Минэнерго предлагает субсидировать железнодорожные перевозки топлива на Дальний Восток на 13 млрд рублей в год
Но Минэкономразвития и Минфин считают, что идея требует доработки.
Минэнерго доработало проект постановления о субсидировании железнодорожных перевозок топлива на Дальний Восток и внесло документ в правительство, пишет РБК. Вице-премьер Юрий Борисов поручил разработать такой механизм субсидий ещё в феврале 2020 года. По документу есть ряд замечаний, сейчас готовится согласительное совещание, сообщили в аппарате вице-премьера. При этом глава Приморского топливного союза Владимир Чирсков говорил VL.ru о том, что такие предложения направлялись в правительство и в прошлом году.
Субсидия должна избавить от убытков независимые сети АЗС на Дальнем Востоке: пока они останавливают продажи топлива или частично заменяют его на дешёвые суррогаты (данные Росстандарта). Это снижает доходы бюджета от акцизов на бензин и дизель (суммарные поступления по стране почти 300 млрд рублей за 2019 год).
Правительство уже несколько лет пытается решить «дальневосточную проблему» на топливном рынке. Она заключается в том, что бензин и дизельное топливо на АЗС региона (кроме Камчатки и Чукотки) стоят столько же или даже дешевле, чем в Москве и европейской части России, но цены для самих заправок на оптовом рынке намного выше, говорит глава Российского топливного союза Евгений Аркуша.
На Дальнем Востоке сложился дефицит топлива, так что его приходится завозить из других регионов, объяснял главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин на встрече с президентом Владимиром Путиным в августе. Владельцам АЗС приходится платить и за топливо в опте, и за перевозку (из Сибири или из Комсомольска-на-Амуре). В результате у московских заправок разница между ценой покупки топлива с нефтебаз и ценой продажи водителю — от 7 рублей за литр, а у дальневосточных — 2,5-3,5 рубля за литр. При этом операционные затраты средней АЗС в России — 5-7 рублей за литр, добавляет он. В такой ситуации у дальневосточных АЗС немного вариантов: работать в убыток либо закрыться или продавать суррогат, констатирует Аркуша.
Минэнерго предложило выделить субсидию РЖД, чтобы она смогла предоставить скидку в 4 тысячи рублей на тонну при перевозке бензина (АИ-92, АИ-95 и АИ-98) и дизеля класса Евро-5 на Дальний Восток из других регионов России (самый дальний — Самарская область). Если стоимость перевозки ниже скидки, тариф обнуляется. Конечная оптовая цена топлива должна снизиться для покупателей на Дальнем Востоке — владельцев АЗС или трейдеров — на размер скидки. Эту субсидию Минэнерго оценивает в 13 млрд рублей в 2020 году, говорится в проекте постановления правительства.
Субсидия позволит снизить оптовые цены на бензин и дизель для АЗС на 2,9 рублей за литр бензина и 3,4 рубля за литр дизеля. В этом случае, например, разница для АЗС при покупке топлива у Ангарской нефтехимической компании (входит в «Роснефть») и продаже на заправках в Хабаровском крае может вырасти почти в два раза — до 5,9 рубля за литр бензина АИ-92, и почти в три раза — до 5 рублей за литр дизтоплива.
У Минэкономразвития есть замечания к документу: нет гарантии, что субсидия отразится на цене топлива, кроме того, компании смогут дёшево поставлять топливо на экспорт, говорит источник, близкий к этому министерству. Ведомство отказалось от комментариев.
Евгений Аркуша в свою очередь указывает на то, что попытки «задрать цены» в этом случае должно регулировать ФАС России, которая пока только рассылает предостережения о недопустимости прогнозов повышения цен.
По словам Аркуши, второе опасение Минэкономразвития, в части поставок за рубеж, также беспочвенно: в проекте постановления прямо указано, что скидка даётся только на те продукты, с которых уплачен акциз, то есть они поставляются на внутренний рынок.
«Везти на экспорт со скидкой, заплатив акциз, конечно, можно, но себе в убыток», — заключает он.
Скидки на перевозки топлива позволят стабилизировать обеспечение им регионов Дальневосточного федерального округа и сдержать рост цен на моторное топливо для потребителей, сказал РБК начальник управления регулирования топливно-энергетического комплекса и химической промышленности ФАС Армен Ханян (его слова передал представитель). Минтранс не возражает против такого предложения в случае выделения соответствующих субсидий РЖД, сказал представитель ведомства.
Минэнерго предлагает компенсировать половину выпадающих доходов бюджета на субсидию РЖД за счёт самих нефтяников, половину — за счет Фонда национального благосостояния (ФНБ).
Механизм привлечения средств нефтяников уже готов. Еще в прошлом году правительство придумало так называемый дальневосточный демпфер (субсидию), чтобы помочь независимым АЗС. Предполагалось, что НПЗ, поставщики топлива на Дальний Восток, получат из бюджета 2 тысячи рублей на тонну, и на эту сумму снизят оптовые цены для региональных заправок. Одновременно Минфин повысил налоги на добычу (НДПИ), чтобы компенсировать выпадающие доходы бюджета. Но схема не сработала.
Нефтяники действительно «скинулись» на дальневосточный демпфер, но получить субсидии смогли только Комсомольский НПЗ «Роснефти» и Хабаровский НПЗ «Нефтегазхолдинга», принадлежащий экс-главе «Роснефти» Эдуарду Худайнатову. Оказалось, что демпфер могут получить только те заводы, которые реализуют топливо непосредственно на Дальнем Востоке, а на практике НПЗ из Сибири продают товар дальневосточным покупателям в своём регионе и схему продаж поменять не могут. В итоге нефтяники заплатили 6 млрд рублей НДПИ, но из бюджета смогли получить только 3 млрд, говорит один из собеседников РБК. При этом «Нефтегазхолдинг» не продаёт топливо на бирже, поскольку ему не хватает производимых объёмов даже для своих собственных заправок.
Деньги от повышения налога Минэнерго и предлагает направить РЖД на предоставление скидок: в дальнейшем неработающий дальневосточный демпфер нужно отменить, а «нашлёпку» к НДПИ в 2 тысячи рублей на тонну оставить — это и будет половина скидки на перевозку топлива.
Но Минфин выступает против субсидии для РЖД, в бюджете на следующие три года эти деньги не заложены. На фоне кризиса из-за коронавируса министерство недавно добилось повышения налогов для нефтяников почти на 300 млрд рублей в год, а для металлургов и производителей удобрений — на 56 млрд рублей, но затем частично пересмотрело эти инициативы. Представитель Минфина отказался комментировать возможность субсидии для РЖД.
Источник — РБК
Добавить комментарий