Красный прилив и водоросли-убийцы — самая вероятная причина бедствия на Камчатке: ученые
Версия, что воды Авачинского залива отравили токсичные водоросли, выходит на первый план, передает Институт вулканологии и сейсмологии ДВО РАН, ДВФУ и КамчатГТУ. Но с биогенной версией загрязнения согласны не все ученые, передает ДВ — РОСС.
9 октября сотрудники ДВФУ, КамчатНИРО и Кроноцкого заповедника вернулись из научно-исследовательской экспедиции, во время которой они обследовали акваторию Авачинского залива, собрали образцы грунта и бентоса, сделали заборы воды на разных глубинах.
«Мы подозреваем, что вся эта чрезвычайная ситуация обусловлена возникновением и быстрым, ускоренным ростом популяции микроводорослей. Часть проб, которые мы собрали, сразу же отправили в Тихоокеанский институт биоорганической химии. В истории было много красных приливов, и все они имели разные масштабы и последствия. Когда мы говорим о красных приливах, то это каждый раз не одни и те же водоросли. Существует огромное количество микроводорослей, все они выделяют совершенно разные токсины, которые имеют совершенно разное воздействие на флору и фауну океана, и в том числе, и на человека. Возможно, в этот раз мы столкнулись с каким-то новым видом. Наша задача сейчас – попытаться понять природу этого явления», – считает научный руководитель лаборатории экологии и эволюционной биологии водных организмов ДВФУ Кирилл Винников.
Во время погружений участники экспедиции заметили, что больше всего пострадали морские ежи. Ученые предполагают, что именно они являются индикатором загрязнения на Камчатке, которое теперь называют «биогенным», то есть, вызванным природными факторами.
«Полной ясности пока нет. Но вариант, что это токсичные водоросли, выходит на первое место. Дальше одна из главных задач — провести морские экспедиции. И разобраться, что может приводить эти водоросли в такое активное состояние, что у нас возникают красные приливы. Красный прилив — это не значит, что вода красная. Это общее название явления, когда выделяются сильные токсины. Они могут влиять на придонные организмы, рыб и во многих случаях — на человека. Если они находятся в воде, и она попадает на вас, можно получить ожог. Поэтому эта версия, как и другие, будет рассматриваться», — заявил директор Института вулканологии и сейсмологии ДВО РАН Алексей Озеров.
Ранее версию, что гибель морских обитателей у берегов Камчатки «организовали» токсичные водоросли-динофлагелляты, высказала профессор кафедры КамчатГТУ, доктор биологических наук Татьяна Клочкова. 8 октября при облёте Авачинского залива учёные Дальневосточного федерального университета увидели на воде пятна тёмно-зелёного цвета.
«Цветения динофлагеллятов в Авачинском заливе уже бывали, они залповые, периодичные. Такое явление в мире регистрировалось довольно часто. Это проблема не только Камчатки. Если посмотреть научные статьи, очень много такими исследованиями занималась американская группа, на их побережье тоже периодически возникает цветение этого планктона, бывают и отравления токсинами», — рассказала Татьяна Клочкова.
С мнением коллег не согласен кандидат химических наук Рэм Ляндзберг. Он считает, что экологическое бедствие в Тихом океане у берегов Камчатки однозначно носит техногенный характер. Доцент кафедры экологии Камчатского технического университета, более полувека профессионально занимающийся химией, пояснил, что пришел к такому выводу после того, как ознакомился с расширенными результатами проб воды и грунта, отобранных 3 — 5 октября на Халактырском пляже, в Авачинском заливе и впадающих в них реках. Эти данные 8 октября обнародовал Росприроднадзор. В отдельных образцах отмечены превышения по фосфатам в 10,8 раз, по железу в 7,2 раза, по фенолам в 6,9 раза, по аммонию в 6,2 раза.
«Природный фактор — это могут быть только фенолы. Они возникают, когда разлагается отнерестившаяся рыба. Но они никогда не достигают таких величин. Так, небольшие превышения могут быть, когда нерестовые реки выносят свои воды в Авачинскую губу. С этим мы давно уже сталкиваемся и знаем. Из воздуха они взяться не могут, вулканы их не производят, вулканические причины отпадают, безусловно. Это, скорее всего, все-таки какие-то техногенные дела», — цитирует слова Рэма Ляндзберга «Интерфакс».
Напомним, после проведенных исследований в правительстве региона исключили версии техногенного влияния Радыгинского и Козельского полигонов на акваторию Авачинского залива, а также пагубного воздействия вулканических и сейсмологических факторов. 4 октября пробы воды из рек, впадающих в северную часть Авачинского залива, показали отсутствие нефтепродуктов, и «каких-либо значительных превышений концентрации вредоносных элементов, а вода в реках Мутнушка и Налычева соответствует ГОСТу «Вода питьевая». Начиная с 9 октября официальный сайт правительства Камчатского края активно цитирует ученых, склоняющихся к версии красного прилива. kamchatinfo.com
Добавить комментарий