Узнать, что такое стандартизация образования, насколько она необходима и что даёт каждому ученику и государству в целом, поможет Приморский Институт Переподготовки и Повышения Квалификации Работников Образования, ПИППКРО
Пока подходит к концу очередной учебный год, дошколята – будущие первоклассники, их родители и учителя готовятся к началу нового. С 1 сентября 2011 года начальная школа учиться станет по новому образовательному стандарту.
Тем временем, в обществе очень неодобрительно встретили инициативу министерства образования и науки с введением новых стандартов для старшей школы. В них увидели опасность не только, и даже не столько, для родительского кошелька, сколько для будущего всей страны, как образованной и успешной державы.
Что же так взбудоражило людей и насколько обоснованы их опасения? Что такое «стандартизация образования», насколько она необходима и что даёт каждому ученику и государству в целом? Узнать ответы на эти вопросы корреспондент ДВ-РОСС Сергей Семёнов решил у ректора Приморского института переподготовки и повышения квалификации работников образования (ПИППКРО) кандидата педагогических наук Е.А. Григорьевой и проректора по научно-методической работе ПИППКРО кандидата педагогических наук А.В. Петрунько.
— Говорят, в жизни за всё надо платить. Но счета судьбы редко бываю денежными. Получаемые же блага от государства, тем боле провозглашающего себя как социально ответственное, до недавнего времени принято было считать его прямой обязанностью и безвозмездными. Но рыночные реформы докатились и до них: когда-то бесплатные отечественные медицина и образование всё настойчивее переводятся в сферу услуг. А даровых услуг на рынке не бывает. Как отмечает Российский союз ректоров, в проекте нового закона об образовании прослеживаются две взаимоисключающих концепции: первая исходит из государственного управления системой, вторая сводит всё к экономическим законам спроса и предложения. Не сведут ли новые стандарты начальной школы и предлагаемые для старшей всё образование к договорным взаимоотношениям сторон на возмездной основе и к судебным разбирательствам в случае неудовлетворённости результатом, Александр Викторович?
— Давайте ограничимся стандартами начальной школы, поскольку для старшей они пока только обсуждаются.
Российские школы, в том числе и Приморского края, уже перешли на нормативно-подушевое финансирование, и теперь деньги они получают под конкретного ученика. Деньги придут в ту школу, которую выбрал и куда пришёл сам ребёнок. Не пришёл в данное образовательное учреждение первоклассник – нет и средств. Теперь ученики, или их родители, вправе сами выбирать учебное заведение, а школам предстоит доказывать свою привлекательность и они должны стараться предлагать бОльший список образовательных услуг, чтобы это показалось интересным и родители привели именно в эту школу своего ребёнка. Но при этом, подчеркну, ВСЁ НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ОСТАЁТСЯ БЕСПЛАТНЫМ! Кроме того, теперь государство должно будет и учебниками снабжать начальную школу.
Стандарт начального образования это закрепляет законодательно, но, как оказывается, многие данную норму не поняли и до сих пор опасаются, что за всё теперь им придётся платить из собственного кармана. Это не так.
— А что входит в стандарты?
— 22 учебных часа в неделю инвариантного компонента, то есть, того, что должны знать абсолютно все. Это обязательная часть основной образовательной программы, составляющая её 80 процентов. Кроме того, в отличие от стандартов первого поколения, гарантировавших только предметную область, новые стандарты добавляют ещё 10 часов внеучебной работы. Это различные, подчерку ещё раз, бесплатные секции, кружки, студии, оплачиваемые государством. Образовательные учреждения, напомним, теперь заинтересованы в их разнообразии. Если же родителям захочется, что бы в их школе было что-то уникальное, необычное или экзотическое, чему они захотят научить своих детей, то это уже степень их ответственности и родительских ресурсов. Впрочем, возможно проблему поможет решить попечительский совет школы или грантовые программы. Кстати замечу, в Приморском крае 101 школа получила грант в миллион рублей на реализацию собственных разработок.
Оплачивая внеучебную работу, государство и регламентирует её направления. Теперь каждая школа в объёме этих 10 часов должна выстроить воспитательную, развивающую и коррекционную работу с ребёнком. Стандарты рекомендуют, чтобы там была общественно-полезная, патриотическая деятельность, прививающая любовь к родине, спортивно-оздоровительное направление и углублённые специальные курсы по отельным дисциплинам самого разного характера – от экологии до прикладного творчества.
— Но новые федеральные образовательные стандарты – это не все нововведения. С 1 января вступил в силу Федеральный закон №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», который разделил их на бюджетные и казённые, так, Елена Алексеевна?
— Закон, принятый в прошлом году, предусматривает разделение учреждений, относящихся к бюджетной сфере, на казённые, бюджетные и автономные. Первые будут получать деньги через казначейство и, как и раньше, отчитываться за каждую потраченную копейку, а финансирование последних двух видов станет осуществляться в рамках государственного заказа. К какому статусу относится то или иное образовательное учреждение, решать будут, согласно 83-го ФЗ, учредитель и собрание трудового коллектива, общеобразовательные школы в массе своей станут бюджетными образовательными учреждениями с расширенными полномочиями. Школам необходимо обеспечить внесение изменений в уставы бюджетных и казенных учреждений. У практиков вступление закона в силу вызывает множество вопросов, мы даже специальный юридический спецкурс у себя в Институте ввели на 40 часов для разъяснения учительскому сообществу законодательных новшеств. Замечу, что до вступления в силу положений нового федерального закона установлен переходный периода, срок которого определен с 1 января 2011 года до 1 июля 2012 года.
— Вернёмся к стандартизации образования. Год назад кипели страсти по введению стандартов начальной школы, сейчас – по поводу стандартов старшей школы. В начале этого учебного года мы с Вами, Елена Алексеевна, обсуждали эту проблему. Что, по-вашему, так пугает людей?
— Всё так же незнание. Законодательство ведь большинство наших сограждан не читает, а выводы делает из чужих комментариев, зачастую предвзятых. Опасности перевода образования на платную основу я не вижу. Опасность, повторю, может быть только в некомпетентности исполнителей закона. Начиная с чиновников, в том числе и федерального уровня, которые издают подзаконные акты. Мне не раз приходилось сталкиваться с юридической казуистикой, когда закон трактует одну норму, а подзаконные акты противоречат порой даже не духу, а букве закона. Вот в исполнении и таится, пожалуй, главный риск. А о том, чтобы сделать образование платным и совсем вывести его из социальной сферы речь не идёт.
— А в чём суть новых стандартов, Александр Викторович?
— В современном мире важно не просто что-то знать, необходимо уметь своё знание использовать, причём использовать его по назначению, применять на практике. Сейчас это стали проверять у школьников: насколько дети осознано знают то, что они знают? Это стало в стандартах 2 поколения главной идеей – от обучения знаниям к действиям над знанием. То есть ребёнок должен учиться. Должен применять полученный знания, должен понимать, зачем они ему даны и что с ними можно сделать в жизненной, профессиональной или учебной ситуации.
С точки зрения технологии обучения это будет основная трудность: мы привыкли давать знания, а сейчас надо учить так, чтобы ребята могли использовать полученные знания в тех или иных ситуациях. Пока же наши дети просто воспроизводят. В этом смысле наше образование может и не стало хуже, но требования к его результатам сейчас изменились. Акцент делается на применении. Человек должен быть успешным в жизни, а успешным он будет только тогда, когда знания будут капитализированы, как сейчас говорят, начнут человеку приносить доход. У нас же такое впечатление, что люди учатся сами по себе, а жизнь идёт сама по себе.
Стандартизация образования для нас дело довольно новое. Советское образование было унифицированным, академическим, когда ребёнку не предлагалось ничего самому выбирать. Школьники изучали все предметы. И это было для той системы оптимальным. Потребность в стандартах появляется тогда, когда появляется вариативность и есть возможность как-то влиять на образовательную стратегию, на будущую профессиональную карьеру человека. Сейчас важна ранняя специализация, чтобы достигнуть успеха, человеку необходимо как можно раньше ориентироваться на будущий успех (знаете, замечено, что ребёнок, который не проходит через институт дошкольного образования, дающий начальную подготовку, на всю жизнь становится аутсайдером). Теперь же в школе ребёнка не только будут спрашивать о его предпочтениях, он сам вынужден будет становиться всё более ответственным в своём выборе.
Стандарт будет вводиться медленно, эта процедура растянется на 10 лет. При этом в законе об образовании уже сейчас записано, что стандарты создаются на срок не более 10 лет.
— Мы в области стандартизации идём оригинальным или уже проторенным путём? И как оценивают свой опыт те страны, где стандарты давно в употреблении?
— Стандартизация – общемировая тенденция. Но вот результатами ни одна страна не довольна. Тем не менее, зарубежный опыт заслуживает внимания. Именно поэтому Приморский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования в апреле этого года проводит международную научно-практическую конференцию «Образование для жизни в XXI веке. Диалоги учёных и учителей о школьных реформах в Азиатско-Тихоокеанском регионе». В её организации нам помогают и поддерживают аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе, департамент образования и науки Приморского края, Дальневосточный Федеральный университет. Форум состоится 27 – 28 апреля.
Достигнуты договорённости, что нашими гостями станут наши коллеги из Китайской Народной Республики, Японии, Республики Корея, США. Мы считаем, что в условиях глобализации мировых процессов важно и в образовательных стратегиях двигаться вместе, объединяя опыт, знания и новые возможности учёных и учителей АТР. Переход нашей школы на новые стандарты требует переосмысления всех сторон и перспектив её деятельности в постиндустриальном мире. Поэтому планируем в рамках конференции провести сравнительный анализ стратегических сдвигов в ценностях и идеалах школьного образования, обсудить проблемы и тенденции реформирования национальных систем школьного образования, обменяться мнениями о путях трансформации содержания, структуры, методов обучения и воспитания, подходов к оценке и мониторингу образовательных результатов, обсудить новые подходы к составу профессиональных компетенций современного педагога и познакомиться с позитивным опытом и инновациями в конструировании современной школьной образовательной среды.
Стандарты первого поколения не просто гарантировали и отслеживали количество часов и предметов в школе, когда все стремились получить максимум свободы, в том числе и в школе. Они, по большому счёту, спасли наше образование. В стандартах второго поколения более значимая роль отводится родителям, ребёнку даётся возможность стать максимально самостоятельным, деятельным и заложена, по-моему, очень правильная идея – вернуться к задачам воспитательного, духовно развивающего порядка для воспитания личности гражданина России..
Для нашего Института сегодня задача номер один – помочь буквально каждой школе края методически подготовится к переходу на новый стандарт. А школ в Приморье без малого шесть сотен. Мы провели своеобразную перепись учителей начальной школы, чтобы подготовить всех. С начала текущего учебного года, в сентябре в ПИППКРО стартовала специальная программа, курс повышения квалификации. Совсем недавно, в начале марта познакомили с содержанием стандартов, с методикой методистов отделов народного образования муниципалитетов края. Организовали массовую подготовку учителей, которые 1 сентября возьмут первый класс. Ведь успех новаций, согласитесь, в значительной мере зависит от учителя.
Добавить комментарий