Депутат Александр Передня: Индексация как индекс доверия людей
Учреждения здравоохранения и образования Приморья похожи на растревоженный улей. В коллективах неспокойно, тлеет серьёзный социальный взрыв. И это не громкие слова. Постоянно растущие цены на потребительские товары ведут к обнищанию этой многочисленной прослойки населения Приморья — работников бюджетной сферы. Из-за низкой зарплаты из медучреждений уходят квалифицированные врачи, из школ опытные педагоги. Их понять можно, им надо кормить семьи.
Для того, чтобы поддерживать бюджетников в краевом законодательстве предусмотрено положение о ежегодной индексации зарплаты работников бюджетной сферы. При этом в соответствии с трудовым законодательством индексация должна быть проведена с учётом роста потребительских цен. Например, в прошлом году, по данным Приморскстата, он составил 7 процентов. Хоть какая-то поддержка и то ладно. Но если в субъектах Дальневосточного региона (Камчатском, Хабаровском краях и других) индексацию выплачивают исправно, то в Приморье бюджетники её не видят уже полтора года.
В приёмную депутата краевого Законодательного Собрания Приморского края Александра Александровича Передня, в конце прошлого года поступило обращение краевого комитета профсоюза работников народного образования и науки (численность его составляет около пятидесяти тысяч человек). Профсоюзные деятели написали о том, что за весь прошлый год администрация края не выделила ни рубля для индексации зарплаты бюджетникам. К чему это может привести у депутата спрашивал корреспондент ДВ-РОСС Дмитрий Латыпов.
— Александр Александрович, вы, как депутат Законодательного Собрания Приморского края, уже длительное время занимаетесь этой животрепещущей проблемой – индексацией зарплаты бюджетников. Вернее, её отсутствием. По сути, получается, что краевые власти фактически игнорируют Закон Приморского края о ежегодной индексации зарплаты?
— После обращения профсоюзов я испробовал все доступные мне как депутату средства влияния на ситуацию. Это и обращения в администрацию края с предложениями внести в бюджет необходимые средства, запросы в прокуратуру, трудинспекцию, вынес вопрос на ЗАКС, что-то сдвинулось, но незначительно – только во второй половине этого года заложена индексация в размере 6.5% а что касается прошлого года и первой части текущего путь, видно, остаётся только один, — решение суда. Мы все видим, как потребительские цены растут неудержимо и они никак не укладываются в официально озвученные 7 процентов инфляции. В магазинах мы убеждаемся, как всё стремительно дорожает. Здесь уже не 7 процентов, а все 20-25. Особенно остро я почувствовал, как озабочены люди низкими зарплатами, во время встречи с коллективом краевой клинической больницы №1 во Владивостоке. Медики возмущенно говорили о том, что разве можно прожить на такую нищенскую ставку, если она ниже минимального размера оплаты труда, который сегодня составляет 4330 рублей. Они вынуждены брать полторы ставки, чтобы хоть как-то выживать. Не лучше положение и в районах края. Зарплата хирурга в районной больнице — 5350 рублей, а у уборщицы в офисе через дорогу от больницы — 6000. Санитарка получает 1600 рублей. Кто же пойдет работать на такую зарплату? И, тем не менее, средства в бюджет края на индексацию зарплаты бюджетникам не были заложены, также как и средства для компенсации части стоимости проезда на междугороднем транспорте Приморья льготникам.
В администрации края сказали, что не заложили в бюджет индексацию потому, что наш край дотационный и у него бюджет с дефицитом. Федеральные власти своим работникам индексацию не проводили, а просто приостановили закон. К тому же, объяснили депутатам, на дворе финансовый кризис…
Но это, я считаю, недостаточно обоснованные причины. Можно было привлечь дополнительные кредитные ресурсы под обеспечение краевой казны. Для этого мы её и формировали. Также уровень софинансирования по объектам саммита АТЭС довольно обременителен для региона. И здесь стоит продолжать работу по изменению соотношения финансовой нагрузки, чтобы социальная сфера не страдала. Но в крае закон об индексации продолжает действовать, депутаты Законодательного Собрания не поддержали его приостановление. Поэтому его надо исполнять. Вот почему я обратился в администрацию края, чтобы мне объяснили: каким образом льготники могут получить положенную им компенсацию? Мне ответили, что это они могут сделать, обратившись в суд. Следует сказать, что многие льготники отстояли свое право в суде. По данным судебного участка №26 мирового судьи Фрунзенского района г. Владивостока в 2010-2011 годах было рассмотрено 128 таких дел, по всем ним вынесено положительное судебное решение. Такой же путь, видимо, администрация предлагает и бюджетникам, чтобы получить индексацию по зарплате.
— Действительно, почему люди не идут в суд, почему им не помогают профсоюзы? Ведь судебное решение власти должны исполнять. Казалось бы, это верный путь для получения индексации. Однако бюджетники неохотно подают иски.
— Правовая оценка проблемы показала, что профсоюзы в данной ситуации просто не могут пойти в суд, чтобы отстоять права работников, так как Верховный суд считает: нет такого права у профсоюзов. Оно прежде было, но по непонятной причине вдруг исчезло из законодательства. Но, что интересно, по закону профсоюзы являются общественной организацией. В своё время Конституционный суд высказал позицию, что выступление общественных организаций в защиту прав своих членов не является нарушением законодательства.
Получается, профсоюзы совершенно бессильны и фактически защитить работника от произвола работодателя не способны. Честно говоря, для меня это было неожиданным. Например, медсестра решила подать заявление в суд. В профсоюзе говорят, мы не можем вам помочь, добивайтесь своей индексации самостоятельно. Значит, медсестра сама должна подготовить иск, оплатить судебную пошлину и юриста на свою мизерную зарплату. Кроме того, она должна выступить против своего главврача, который исходя из имеющихся в больнице возможностей, зачастую старается ей помочь. А после решения суда он должен будет проиндексировать зарплату своей подчиненной. И это при существующем скудном фонде зарплаты. А если и другие его подчиненные наберутся смелости и подадут в суд? Главврачу только и остаётся выступить с регрессным иском в адрес администрации края, которая и должна индексировать зарплату бюджетника, что ещё более маловероятно.
Такова сегодня реальная правовая ситуация.
— Получается, что теперь работник остается просто один на один с администрацией своего учреждения? А профсоюзы, как известно, не могут в силу отсутствия в законе соответствующих статей встать на защиту коллектива или отдельного работника. Как же тогда помочь простому человеку?
— Надо сказать, что после моего обращения прокуратура меня поддержала и внесла представление в администрацию края по поводу индексации зарплаты бюджетникам. Следует пояснить, что сегодня только прокуратура может выступить в «защиту интересов от имени неопределенного круга лиц». Исполнительный орган власти заверил прокурора края в том, что выполнит требования закона, начиная со второй половины нынешнего года. А как быть с теми деньгами, которые бюджет края задолжал своим работникам за предыдущие 1,5 года?
— Александр Александрович, неужели нельзя бюджетникам самостоятельно обратиться в суд и получить причитающуюся сумму?
— Когда я разговаривал с сотрудниками больницы, то они, конечно, были крайне удивлены бессилием профсоюзов. Они понимали, что это делает их полностью беззащитными перед работодателем. Обращаясь к медикам, своим избирателям, я предложил им помощь. Согласно закону о статусе депутата сам я не имею права представлять интересы людей в суде. Такое вот поражение в правах! Но я могу оказать правовую помощь. Однако, нужен человек, чьи права нарушены. И на сегодня, отстоять свои права в суде с требованием к администрации проиндексировать зарплату в полном объёме согласились многие.
Есть и более простой способ отстоять свои права, это когда работник подаёт иск на своего непосредственного работодателя — директора или главврача. Берёт свою платёжную расчётку за год и умножает всю сумму на 7% . На такой процент Приморскстат в прошлом году установил размер роста потребительской корзины. Думаю, этот иск суд удовлетворит в полной мере и примет сторону работника, обязав администрацию выплатить причитающуюся сумму. Но когда этот вариант был озвучен медикам, то на собрании наступило тягостное молчание. Хотелось, конечно, получить свои деньги, но как потом работать в коллективе под началом своего руководителя, который и так старается в условиях жёстко ограниченного фонда зарплаты сохранить людей.
Так у нас ещё не принято. Слишком много страстей и обид выплеснется наружу. Хотя мы строим правовое общество. Что подразумевает отстаивание своих прав в суде без эмоций. А принятое судом решение должно примирять стороны. Конечно, у нас такого ещё нет. И, не строя иллюзий, ещё не скоро придём к такому уровню цивилизованных отношений.
В действительности позиция администрации, подталкивающая людей обращаться в суд по защите своих законных прав по льготам или повышению зарплаты, прежде всего, опасна для государства. С одной стороны такой подход, казалось бы, экономит бюджетные средства, но с другой подрывает веру гражданина в своё государство. Такое отношение наносит невосполнимый урон моральным устоям страны.
Люди перестают верить власти, которая с такой легкостью игнорирует свои законы. Пример тому пугающие сообщения о японской радиации. Жители Приморья совершенно не верят официальным сообщениям МЧС и буквально сметают с полок аптек и магазинов те средства, которые, по их мнению, спасут от радиоактивного излучения. К сожалению, неверие как ржа разъедает буквально все отношения в государстве. В результате растёт поток эмигрантов, люди пассивны, озлоблены, в обществе нет ничего святого. И потеря миллионов рублей перерастает в потерю миллиардов.
Моя позиция здесь однозначна. Если так уж необходимы были эти сэкономленные на индексации деньги для бюджета края, нужно было выйти напрямую к людям. Сказать им, что мы уважаем закон и ваше право. Однако просим отказаться от проведения индексации в этом году. Следовало также обратиться в профсоюзные организации с тем же предложением и подписать соглашение. И если люди согласятся с этим предложением, то это будут уважительные отношения, и власть может рассчитывать на их доверие. Если кто-то откажется, то индексация этому работнику должна быть проведена. Только такой подход укрепит наше общество.
Но, к сожалению, такого диалога сегодня нет, а индекс доверия падает.
***
На 7 апреля во Фрунзенском районном суде Владивостока назначено рассмотрение иска к администрации края с требованием провести индексацию бюджетникам за весь период, то есть 2010-й и первые шесть месяцев 2011 года.
О том, какое решение примет суд мы известим наших читателей.

Добавить комментарий