Правительство РФ не поддержало частную железную дорогу из Якутии в Хабаровский край
Минтранс представил проект распоряжения правительства, содержащий паспорт инвестпроекта по вывозу угля из Якутии в район Ванино—Совгаванского узла через расширение БАМа. Документ предполагает отказ от плана строительства ветки необщего пользования Эльга—Чумикан, выходящей к Охотскому морю и автономной от БАМа, который предлагала компания «А-Проперти» Альберта Авдоляна.
Вместо этого предлагается расширить БАМ за 332,6 млрд руб., которые поступят из инвестпрограммы ОАО РЖД и Фонда национального благосостояния.
По паспорту, строительство намечено на 2023–2027 годы, начало эксплуатации — на 2028 год. Проект должен окупиться за 30 лет.
Ранее рассматривался и вариант строительства ветки необщего пользования Эльга—Чумикан строго под эльгинские объемы (27–30 млн тонн), которую оценивали вместе с портовым терминалом на конце ветки в 97 млрд руб.
Но принципиальным для угольщиков вопросом был приоритетный пропуск их грузов по инфраструктуре ОАО РЖД в течение пяти лет, пока будет строиться ветка Эльга—Чумикан, что вызвало недовольство у угледобывающих регионов: им пришлось бы потесниться, чтобы пропустить уголь Эльги.
В Минтрансе и ОАО РЖД от комментариев отказались.
Эксперты считают такой вариант логичным, отмечая, что включение новой ветки в государственные планы создало бы слишком много сложностей.
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров считает, что появление автономной ветки для «Эльгаугля» в официальных государственных планах «создало бы сложную ситуацию». С одной стороны, нужно было бы предоставлять «Эльгауглю» приоритет перед другими грузоотправителями и перекраивать структуру перевозок. С другой стороны, ОАО РЖД попало бы в зависимость от исполнения «Эльгауглем» планов.
Концентрация средств и ресурсов на расширении общей инфраструктуры Восточного полигона, полагает Бурмистров, выглядит более рациональным решением в условиях дефицита трудовых ресурсов, строительных мощностей и необходимости обеспечить бесперебойное финансирование в условиях повышения цен на стройматериалы и дефицита инвестиционного бюджета ОАО РЖД.
Однако «Эльгауголь» не намерен отказываться от ветки на Чумикан, планируя строить ее самостоятельно для объемов, которые по инфраструктуре ОАО РЖД проехать не смогут.
— Интерес к проекту Эльга—Чумикан, конечно же, не пропал, — пояснили “Ъ” в «А-Проперти».
Но у экспертов есть большие сомнения в реализации этих планов без поддержки государства с точки зрения бюджета проекта и наличия необходимых компетенций у компании.
Напомним, по мнению экспертов, саму железную дорогу технически можно построить, но серьезные проблемы будут связаны с созданием порта. Условия судоходства в Чумикане и его окрестностях самые сложные в Хабаровском крае. Навигация начинается только в конце июня — начале июля и продолжается два-три месяца. Из-за особенностей гидрологии и розы ветров этот «угол» Охотского моря на долгое время забивается льдами. Еще одна проблема — мелководье и очень сильные приливы-отливы.
Источник — КоммерсантЪ
Добавить комментарий