МВД советует не откликаться на крики о помощи
Стоит сразу оговориться, что само стремление силового ведомства донести до российских граждан информацию о методах «работы» различных злоумышленников вызывает одобрение, однако реализация этой благородной миссии пока оставляет желать лучшего. По данной брошюре возникает ряд вопросов, самый главный из которых — почему она напоминает комикс для детей дошкольного возраста или один из номеров журнала «Веселые картинки», чем серьезное описание уловок аферистов.
Между тем, на заглавной странице брошюры ясно написано: «Пенсионеры, инвалиды, ветераны и родители несовершеннолетних, эта памятка — для вас». Казалось бы, доступней некуда, однако при прочтении этого документа постоянно хочется вернуться к заголовку, чтобы уточнить, для кого именно все это было написано. Причина такого желания — иллюстрации и язык изложения. Видимо, стремление сделать памятку как можно понятней для всех, сыграло злую шутку с ее создателями. В результате, у читателя возникают сложности с восприятием материала и ощущение того, что его принимают за человека весьма недалекого — ученика первого класса начальной школы. Или воспитанника детсада.
«Если при исправном дверном глазке после звонка в дверь пропал обзор (глазок заклеен или закрыт) — не открывайте дверь!» — гласит первое же правило данной памятки. Вот еще несколько советов: «Помните: нельзя узнать человека за минуту», «Не верьте тем, кто обещает чудеса за деньги», «Бессовестные жулики стараются нажиться, отбирая у стариков последнее».
В рекомендациях, в частности, содержится призыв не открывать дверь незнакомым людям и не впускать в квартиру посторонних. В случае, если постороннего все-таки нужно впустить в квартиру, следует сразу запереть за ним дверь, чтобы «никто не мог зайти следом». Предлагается также не принимать на веру крики «Пожар» или «Помогите».
Кроме того, граждан призывают быть бдительными, если незнакомец на улице «пытается заговорить, обращаясь с просьбой, вопросом или предложением». По мнению авторов памятки, «этот милый человек может оказаться мошенником, который, усыпив вашу бдительность, обманным путем присвоит ваши деньги и прочее имущество, а вы узнаете, что стали жертвой мошенника, только оказавшись дома».
Особое внимание стоит обратить на картинки в этой брошюре — это и флегматично улыбающийся полицейский (в форме милиционера) на ее обложке, и косоглазый доктор, предлагающий купить пожилой женщине животворящую мазь и «омолодин», и двое мужчин с женщиной, держащие транспарант с надписью «выгодно обменяем деньги на фантики».
Все это в совокупности несколько сбивает с толку читателя относительно того, к кому обращаются авторы памятки и не является ли это пособием для малых детей. Тем не менее, как уже было сказано, на обложке говорится о взрослых читателях. В то же время изречение о том, что старики — они как дети, в данном случае несколько неуместно. Не подходит оно и для инвалидов и прочих представителей социально незащищенных слоев. Еще раз отметим, что в брошюре дается действительно полезная информация, но сделано это как-то странно игриво. Вместо забавных рисунков на совсем несмешную тему обмана пенсионеров можно было бы привести реальные примеры того, чем такие ситуации заканчивались. Скорее всего, это производило бы значительно более сильное впечатление на «целевую аудиторию издания». А еще лучше, если бы такие действительно нужные советы с соответствующими примерами была выпущена в двух, а то и в трех вариантах — для детей, для взрослых, для пенсионеров. И, естественно, для каждой группы в ней бы описывались свои примеры, коих, увы, более чем достаточно.
Между тем, памятка будет распространяться во всех субъектах России. Уже в ближайшее время ее можно будет найти в приемных общественных советов при МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ, в подразделениях органов внутренних дел. Кроме того, для презентации памятки пройдет серия региональных круглых столов, на которых представители МВД России дадут советы, как защититься от мошенников, изобретающих все новые схемы для обмана доверчивых граждан.
Статс-секретарь, заместитель министра внутренних дел РФ Сергей Булавин считает, что в случае с мошенниками статистика не способна отразить всю глубину проблемы, поскольку потерпевшие часто не обращаются за помощью в правоохранительные органы, ошибочно полагая, что сами виноваты в своей излишней доверчивости. По его словам, разработанные памятки — составляющая нового формата взаимоотношений граждан и полиции. «Наша первоочередная задача сегодня — не разбираться с последствиями преступлений, а не допускать их», — уверен Булавин. Наверное, профилактика — дело важное и необходимое, но ведь и хорошая работа правоохранительных органов по раскрытию преступлений тоже стоит не на последнем месте.
Новость на сайте «BFM.RU»
Добавить комментарий