Реформа образования: прав был классик –«Умом Россию не понять»…
Готовящийся переход на новые образовательные стандарты создал вокруг себя много шуму. К чему прислушиваться: к красивым обещаниям министра образования или многочисленной критике – не каждому понятно. Реформа стандартов образования, соответствующая современным требованиям учащихся, пожалуй, вещь нужная, но результат порой оказывается противоречащим желаниям общества. Разобраться в ситуации попробовала корреспондент ДВ-РОСС Екатерина Мошко.
Ходят слухи, что вся эта программа направлена не на повышение уровня знаний нового поколения, а на его отупение. Но заместитель директора департамента образования и науки Приморского края Надежда Виткалова, выступая на брифинге по поводу проблем и перспектив образования, дала более чем положительные комментарий предстоящим изменениям в сфере образования. Как оказалось с её слов, всё не так грустно, а даже наоборот – перед отечественным образованием открываются заманчивые перспективы: школьников теперь будут учить и воспитываться с учётом их личных интересов.
Приморский край готов к введению нового федерального образовательного стандарта в начальных школах, заверяет Н. Виткалова.
Переход средней школы на новые образовательные стандарты пройдёт поэтапно. С нового учебного года на него переходит начальная школа, с 1 сентября 2011 года федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения станет обязательным для первых классов. Через четыре года, с 1 сентября 2015 года, его планируют ввести для пятого класса, а ещё через пять лет – для старшей школы (десятого класса). Резкого перехода на новый федеральный стандарт не будет, убеждают чиновники, школа должна подготовиться к этому, кроме того, все учителя, которым предстоит взять нынешней осенью под своё руководство первый класс, должны до 1 сентября пройти повышение квалификации.
Система образования основной школы в целом принята, она является линейным продолжением системы начальной школы, но образовательные стандарты для старших классов пока находятся в стадии обсуждения.
— Введения новых школьных стандартов – это не новость, – отмечает Надежда Виткалова. – Для всей системы образования это закономерный процесс, который регулируется раз в десять лет законодательством в области образования. Он не многим отличается от того, чем занимались школы ранее, то есть, революционных преобразований нет, только предъявляются новые требования. Их немного:
1. В обязательном порядке школа должна иметь свою образовательную программу, которую она самостоятельно разрабатывает на основе примерной образовательной программы, предложенной министерством образования;
2. Обязательное условие для современной школы – создание в учебном заведении санитарно-гигиенических условий, соответствующих современной жизни. СанПиН уже подготовлен под эти новые стандарты и с первого сентября вступит в силу;
3. Чётко оговаривается, чего не было в предыдущих стандартах, конечный результат – набор знаний и умений, которыми должен владеть ученик при выпуске из начальной школы.
Если раньше цели обучения определяли как усвоение знаний, умений и навыков, или как формирование компетентностей, то сегодня целью обучения становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, основные принципы которого:
-учёт интересов учащихся:
-учение через обучение мысли и действию;
-познание и знание – следствие преодоления трудностей;
-свободная творческая работа и сотрудничество.
Другими словами, теперь школа будет не просто давать ребёнку знания по тому или иному предмету, но учить применять их в обыденной жизни.
Ещё одно новшество – появление в стандартах понятия «Внеучебная деятельность учащегося». Правда, от первоначального намерения оплачивать внеучебную работу государство уже отказалось. Но оставило право регламентировать внеучебные направления. Как рассказал проректор Приморского института переподготовки и повышения квалификации работников образования по научно-методической работе кандидат педагогических наук Александр Петрунько, теперь каждая школа в объёме этих 10 часов должна выстроить воспитательную, развивающую и коррекционную работу с ребёнком. Стандарты рекомендуют, чтобы там была общественно-полезная, патриотическая деятельность, прививающая любовь к родине, спортивно-оздоровительное направление и углублённые специальные курсы по отельным дисциплинам самого разного характера – от экологии до прикладного творчества.
Надежда Виткалова также поспешила успокоить общественность, по её словам, выводы о том, что основными предметами в школах будут «ОБЖ», «физическая культура», «Россия в мире» и «индивидуальный проект» делать пока рано, «всё это находится ещё в стадии обсуждения и не приведено к окончательному решению».
— Это преждевременная критика нового стандарта, – продолжает госпожа Виткалова, – никто не отбирает обязательность математики, русского, литературы и других предметов, которые в обязательном порядке человек, заканчивающий полное среднее образование, должен знать и иметь определенные результаты на выходе. И специалисты, которые разрабатывают новые стандарты образования, как раз и делают на это акцент. В ближайшем будущем состоится совещание в министерстве образования и науки как раз по этому вопросу, и я думаю, что какие- то точки будут расставлены.
Как известно, большое количество выпускников педагогических специальностей не идут работать в школы, молодых педагогов мало. Связано это, в основном, с маленькой заработной платой. Но и тут, по словам чиновников, грядут положительные перемены. С первого сентября 2011 года предполагается повышение до 30 процентов заработной платы учителей. Но что такое 30 процентов? Если сегодня учитель в школе получает примерно 9 тысяч, то с 30-процентной добавкой будет получать 12. Соразмерны ли эти деньги со стоимостью жизни? Вопрос риторический. Зарплату нужно повышать не на проценты, а в разы, чтобы возложенные на бедных учителей обязанности были компенсированы и чтобы у молодых людей был стимул идти преподавать в школы. Но пока идут только долгие разговоры, а зарплата по сути не меняется. Попробовали бы чиновники прожить на такие деньги сами. И в этих сложных условиях на педагогическом поприще нужны не просто профессионалы, а настоящие подвижники своего дела, яркие личности, способные привить жажду знаний своим ученикам.
Как уверила госпожа Виткалова, в Приморье решается также проблема распада сельских школ. Она считает, что если в школе обучается 5 человек, полноценное образование они вряд ли смогут получить. Тут местные власти идут по пути укрупнения школ, детей из отдаленных населённых пунктов будут собирать и отвозить в эти укрупнённые шкорлы. По краю сейчас ежедневно около 10 тысяч учащихся осуществляют подвозы 238 школьных автобусов. Эта система работает во всей России.
А вот что думает о введении новых образовательных стандартов учитель начальных классов средней школы №67 Владивостока Наталья Шарина.
— Предполагается полная компьютеризация школы, чтобы дети обучались на более современном уровне. Информация должна подаваться не на бумаге или мелом на доске, а в электронном виде, то есть так, как это привычно и интересно современной молодёжи.
Новые стандарты направлены на развитие ребёнка – не то чтобы я, учитель, должна заложить ему в голову определенные знания, нет, он должен добыть их сам. Я могу стимулировать ученика, либо направлять в определенную сторону, но добиться нужного результата он должен сам с помощью, например, дискуссий, споров, диалогов
Сейчас трудно заставить ребёнка читать книги, первый источник информации для них – Интернет. Практический каждый первоклассник способен пользоваться компьютером, поэтому новые стандарты разработаны на интересах ребёнка, ведь чем привычней и интереснее будет окружение, тем глубже это засядет в памяти.
Мне не тяжело подстраиваться под эту систему, так как я и ранее работала примерно так же, кардинальных изменений нет. Но, проблема в том, что у школы нет средств на переоснащение, на закупку тех же компьютеров для каждого ученика. Работа по новым стандартам предполагает оборудование кабинета современной техникой, которой в школе никакой нет. И денег давать на это никто не собирается.
Сейчас остро стоит вопрос с преподавательским составом. Да, зарплату обещали повысить на 30 процентов, но это ничто, по сравнению с тем количеством обязанностей, которые возлагаются на учителей. Требования высочайшие. И беда в том, что эти требования в скором времени просто не к кому будет предъявить. Кто пойдёт работать при таких условиях? Молодых учителей нет, замены нашему поколению не найти, и что тогда будет со школами?
Что касается внеклассной деятельности, то, как только мы начали готовить базу, продумывать занятость каждого ребенка, нам заявили, что это больше не требуется. Никаких точных данных со стороны образовательных чиновников мы не услышали, по сути это все «вода», которая к тому же постоянно меняется.
Так что же ждёт отечественную школу? И так ли успешна реформа образования? Ответ даст время.

нас кормят сказками про хорошую жизнь со времен Ельцина — «к 2000 году всем жильё».А делается наоборот- грабеж страны продолжается в финансовом смысле, один вор-руководитель меяет другого,разбомбили бесплатную медицину,высшее образование(западные сраны приезжали перенимать опыт), теперь хотят добить школу.